«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Доска чиновного позора»: первые пошли?..
В среду председатель Правительства РФ Владимир Путин, следуя распоряжению Президента России Дмитрия Медведева, который за последний месяц дважды публично поднимал вопрос об ужесточении контроля исполнения поручений главы государства, объявил 6 руководящим чиновникам разных министерств — все они в ранге заместителей министров — замечания «за ненадлежащую работу».
Вчера правительственная «Российская газета» («РГ») представила широкой общественности фамилии тех, кому указали на неисполнительность: замминистра энергетики Владимир Азбукин, замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев, статс-секретарь—замминистра спорта, туризма и молодёжной политики Наталья Паршикова, замминистра экономического развития Олег Савельев, замминистра финансов Антон Силуанова, замминистра регионального развития Сергей Юрпалов.
В обязанностях каждого из «великолепной полдюжины» в той или иной степени — координация действий различных подразделений внутри «своих» министерств, связь с иными ведомствами и структурами, «присмотр» за сроками реализации законов, указов, приказов, поручений. Я лично в этом убедился, заглянув вчера на сайты некоторых из вышеуказанных министерств. Так что вполне резонно сделать вывод: властный тандем, оформив замечания конкретным руководителям, дал понять, что проштрафившимися должны считать себя нерадивые исполнители по всей аппаратно-бюрократической цепочке. И не только в федеральных министерствах; в регионах — значительная часть президентских поручений завязана на конкретные программы территорий, и значит, с ними практические действия и проекты документов согласовываются, — в правоохранительных структурах etc.
То, что чиновная дисциплина в государственных органах вкупе с довольно невысоким, не будем этого скрывать, уровнем профессионализма аппаратных кадров у нас сильно хромает, и это напрямую отражается на экономике, понижает инвестиционную привлекательность регионов и страны в целом, а главное — сказывается на жизни граждан, доказывать, думается, не надо. Даже просто объяснить людям суть и уместность своих решений иным удаётся с трудом — что уж тут говорить о качестве этих решений? Не случайно ведь буквально в ручном режиме приходится исправлять то, что с «лёгкой» руки конкретных исполнителей, готовивших документ, вышло в виде постановления или закона.
За примерами далеко ходить не надо, вспомним лишь нынешний год. Тарифы в ЖКХ и схему ценообразования на лекарства пришлось пересматривать. Система «электронное правительство», где каждый гражданин мог бы получить необходимую информацию от федеральных ведомств, нуждается в доводке. Устаревшие ГОСТы советских времён так и не заменены на современные технические регламенты. Деятельность мировых судов не налажена. Устранение нарушений требований безопасности в социальных учреждениях идёт со скрипом. Решение проблемы детских садов зависло, ну и проч.
Кстати, о последнем: вчера мы в своей публикации о неисполнении федеральными структурами прямых указаний главы государства и премьера об освобождении занятых зданий детских садов высказали мнение, что пора бы уже подключиться и полпреду, и Генеральному прокурору. В упомянутом вчерашнем номере «РГ» вышло интервью Юрия ЧАЙКИ — ему Президент дал задание «определиться» с перепрофилированными детсадами, — и генпрокурор подтверждает, что детских садов катастрофически не хватает, но при этом многие помещения дошкольных образовательных учреждений оказались отчуждены и перепрофилированы; прокуратура ведёт комплексную проверку по стране, и в суды уже пошли иски в отношении тех, кто забрал себе «лакомые детские помещения» и противится их возвращению в профильную систему. Впрочем, это сообщение лишний раз подтверждает, что указания политических верхов государственной власти чиновники подчас попросту игнорируют; и не факт, что суды эту ситуацию исправят. Как докладывал на июньском совещании по вопросу исполнения поручений Президента начальник Контрольного управления Президента Константин ЧУЙЧЕНКО, практически каждое пятое поручение Президента в срок не исполняется.
Можно предположить, что на уровне собственно министерств и в регионах исполнительская дисциплина не лучше; во всяком случае, качество принимаемых на уровне субъектов Федерации решений и документов свидетельствует порой либо о поголовной аппаратной спячке, либо о бюрократической горячке, в которой эти документы и решения пекутся.
Видимо, не случайно Министерство юстиции РФ вышло с инициативой (хотя, как знать — возможно, оно выполняет особо важное задание), согласно которой ведомства в законодательном порядке обяжут публиковать на своих официальных сайтах сведения и о наградах госслужащим за успехи на благо Родины, и о дисциплинарных взысканиях. Это якобы поможет при ротации кадров.
На мой взгляд, логика тут менее мудрёная. Из «Досок почёта» и «Досок позора» граждане — хотя бы продвинутые пользователи Интернета — всегда могут узнать, «по чьей вине мы так живём». Если честно, я лично не знаю, как относиться к подобной инициативе.