«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Чиновникам поручено отдать детсады детям
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) сообщило, что «в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина от 28 мая этого года и в ответ на письмо губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко» ведомство издало распоряжение о передаче в собственность Санкт-Петербурга 3 зданий детских дошкольных учреждений. Ещё 6 готовятся передать.
Есть в релизе и обобщающая информация по стране. «За период с 2008 г. из федеральной собственности в муниципальную собственность передано 204 здания детских садов, находящихся в 60 субъектах Российской Федерации. В настоящее время Росимуществом проводится работа в отношении 475 зданий».
Хотел я уже воскликнуть «браво!», да последующие строчки сообщения чуть не вышибли слезу: оказывается, детсады, принадлежащие федеральным ведомствам, как и здания бывших детсадов, которые ранее были отчуждены от профильного предназначения, можно вернуть — развело руками Росимущество — «исключительно в случае согласия ведомства», и что «порядок передачи носит заявительный характер».
Президент Дмитрий Медведев неоднократно (последний раз 3 июля в Благовещенске) затрагивал проблему нехватки детских садов и тему возврата некогда «перепрофилированных» их зданий в систему дошкольного образования. В мае глава государства дал поручение Генеральному прокурору Юрию Чайке «определиться с общим количеством детских садов, которые были выведены из эксплуатации».
Казалось бы, у нас властная вертикаль, и все федеральные ведомства должны взять под козырёк, рявкнуть «Есть!» и отправиться исполнять распоряжение Президента. То есть паковать вещи и выезжать из занимаемых ныне зданий детских садов. О каком «согласии ведомства» тут может идти речь? С каких пор у нас ведомства стали своенравны, яко феодальные княжества?!
Однако Президент может говорить, сколько его душе угодно, а вот садики, о которых «ВЕ» писала в ноябре прошлого года в огромном материале «Внутренние органы в детском саду» — десятки зданий! — по-прежнему занимают различные ведомства, по большей части правоохранительные. «Воз и ныне там», как любили в прежние годы сетовать в киножурнале «Фитиль». Редакция не получила даже ответа на соответствующие запросы. В то же время кто-то невидимый продолжает спонсировать информационную кампанию в федеральных СМИ, будто бы вся нехватка детсадов в Екатеринбурге — из-за приватизированного некогда детсада на ул. Московской.
Причём в нашем случае Росимущество вообще не при делах. По той простой причине, что узурпированные садики формально продолжают оставаться в муниципальной собственности — могущественные структуры заехали в них как бы чисто попользоваться, но аренды городу не платят и даже, судя по фотографиям, не тратятся на поддержание используемой недвижимости в божеском виде. Власти Екатеринбурга тему создания государственной программы по ликвидации нехватки мест в детских садах, включающей и возврат помещений бывших детсадов, начали поднимать ещё лет 7 назад. Мы были вроде бы услышаны. Помнится, в марте 2006 года даже прошло специальное заседание Государственного совета о развитии образования, где одним из приоритетов государственной политики было названо обеспечение «конституционных гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного образования, включая бесплатность образовательного процесса для всех детей».
Прошли годы, но вместо федеральной подпрограммы мы видим очередные «рекомендации». Да, в некоторых субъектах РФ создали региональные программы — предложения мэрии Екатеринбурга наконец-то восприняты и новыми властями Свердловской области, и областная программа по детсадам на 2010—2014 годы создана, — но как раз освобождение зданий бывших детсадов и возврат их в профильную систему занимают в них, на мой взгляд, слабое место. Много говорится об «уплотнении» — а это путь весьма спорный. В той же свердловской программе представлены бюджетные возможности региона и муниципалитетов для «возврата перепрофилированных ранее зданий», но, естественно, это коснётся только переселения или сокращения немногих областных и муниципальных структур, занимающих эти здания. В то время как основной массив арендаторов и собственников перепрофилированных зданий — органы федерального подчинения. Пора бы подключиться полпредству, Генпрокуратуре — должен же кто-то проводить линию Президента на местах.