«РБК daily», Галина Камнева и Милана Челпанова: Выставили Волошина
Выборы в совет директоров «Норникеля» обернулись скандалом.
Кризис заставил крупнейших акционеров ГМК «Норильский никель» — «Интеррос» и UC Rusal — отказаться от борьбы и подписать своеобразный пакт о ненападении. Но итоги вчерашнего собрания акционеров «Норильского никеля» можно расценить как начало нового противостояния. Олег Дерипаска вопреки прежним договоренностям был избран в совет директоров «Норникеля», а Александру Волошину, которому отводилась роль своеобразного арбитра, напротив, голосов не хватило. UC Rusal объясняет такие итоги голосования происками менеджмента «Норникеля» и требует переизбрания совета директоров.
По итогам годового собрания акционеров «Норильского никеля» в совет директоров вошли четыре представителя «Интерроса» и только три — от UC Rusal. Прежнему главе совета директоров «Норникеля» Александру Волошину, который шел по списку UC Rusal, голосов не хватило. Вместо него совет возглавил первый зампред правления ВТБ Василий Титов. Также в совет прошли глава ГМК Владимир Стржалковский и два топ-менеджера «Норникеля». Нашлось два места и для независимых директоров.
В UC Rusal не скрывают недовольства итогами выборов в совет директоров, поскольку был нарушен паритет с «Интерросом». В алюминиевой компании обвиняют менеджмент ГМК в манипуляциях с квазиказначейскими акциями, которые якобы были переведены на офшорные компании, что и позволило проголосовать ими «против Александра Волошина». «Кандидатура (Волошина. — РБК daily) была согласована Rusal и «Интерросом» и поддержана государством, — отмечают в пресс-службе UC Rusal. — Вместо этого менеджмент компании... провел в совет директоров менеджеров ГМК, подконтрольных и подотчетных гендиректору «Норильского никеля».
Теперь Rusal собирается созвать внеочередное собрание акционеров и ждет в этом вопросе поддержки со стороны «Интерроса», «с которым у Rusal достигнута и действует договоренность о сотрудничестве в отношении ГМК «Норильский никель». В алюминиевой компании также собираются «инициировать юридическую процедуру, которая дала бы правовую оценку действиям менеджмента «Норильского никеля» по выводу акций ГМК на офшорные структуры». В «Интерросе» данное заявление не комментируют.
Александр Волошин вошел в совет директоров «Норникеля» в конце 2008 года. Он номинировался от Rusal как представитель Банка развития.
Волошин должен был обеспечивать интересы банка, выдавшего Rusal кредит под залог акций ГМК на сумму 4,5 млрд долл.
В «Норникеле» считают, что все акционеры компании в равной мере реализовали свои права, пропорционально степени их участия в акционерном капитале. Менеджмент «Норникеля» уверен, что с точки зрения процедуры голосования не имеет значения, на каких юридических структурах находятся квазиказначейские акции. «Мы исходим из того, что в соответствии с лучшими практиками корпоративного управления, если компания владеет такого рода акциями, то голосовать по ним она должна исходя из принципа соблюдения интересов всех акционеров, что и было сделано», — отмечают в «Норникеле».
Гендиректор Владимир Стржалковский через пресс-службу выразил сожаление, что Александр Волошин не вошел в избранный совет директоров. «В то же время вызывает удивление заявление UC Rusal о том, что компания голосовала против избрания Волошина в совет директоров, поскольку процедура кумулятивного голосования не предполагает такой возможности (голосовать можно только за кого-либо из кандидатов)», — отметил г-н Стржалковский.
Это далеко не первый спор вокруг «Норникеля», в предыдущем оппонентом Rusal выступал «Интеррос». Тот конфликт начался еще осенью 2007 года, после того как алюминиевая компания договорилась о покупке у Михаила Прохорова 25% акций «Норникеля». «Интеррос» заподозрил, что Дерипаска нацелен на поглощение «Норильского никеля».
В противовес этому Владимир Потанин начал переговоры о возможном объединении «Норникеля» с «Газметаллом» Алишера Усманова. В острую стадию спор акционеров перерос летом 2008 года — UC Rusal заявила, что тогдашний состав совета директоров «Норникеля» (перевес в котором был у «Интерроса») «не способен действовать в интересах» всех акционеров и должен быть переизбран. Недовольство алюминиевой компании вызвали и действия Владимира Стржалковского, избранного тем же летом главой «Норникеля».
Конфликт исчерпал себя лишь с началом экономического кризиса: в ноябре 2008 года было объявлено о заключении трехлетнего акционерного соглашения. В соответствии с ним Rusal и «Интеррос» должны были получить по четыре места в совете директоров ГМК «Норникель». Кроме того, три места в совете отводились независимым директорам, представителю госбанка и Владимиру Стржалковскому. Говоря о соглашении «Интерроса» и «Русала», Владимир Потанин тогда отмечал, что в совете директоров «Норникеля» не будет ни его, ни Михаила Прохорова, ни Олега Дерипаски.
Сейчас в Rusal отмечают, что подобное соглашение между акционерами было, но оно существовало исключительно в устной форме. При этом сразу несколько источников, знакомых с ситуацией, подтвердили РБК daily, что соглашение существует на бумаге и действует до сих пор. Генеральный директор ГК «Крикунов и партнеры» Андрей Лебедев напоминает, что акционерное соглашение не может быть устным. «Потенциально в усилении позиций Олега Дерипаски в «Норникеле» есть конфликт. Возможно, вновь возникнет противостояние между «Интерросом» и UC Rusal», — считает Артем Бахтигозин из «Арбат Капитала».
«Металлоинвест» рассчитался с государством
ХК «Металлоинвест» погасила основную часть кредита, полученного под обеспечение государственных гарантий. Погашение выполнено как за счет собственных средств компании, так и за счет рефинансирования кредитных обязательств. «Досрочное погашение стало возможным благодаря устойчивой положительной динамике производственно-финансовой деятельности «Металлоинвеста». За первую половину финансового 2010 года кредитные обязательства предприятий холдинга снизились на 1 млрд долл. и составили 4,5 млрд долл.», — отметил генеральный директор УК «Металлоинвест» Эдуард Потапов.