«Уральский рабочий» и Анастасия Савина: Система безопасности на уральских шахтах весьма уязвима
До семи лет лишения свободы может получить бывший заведующий подземным складом шахты «Естютинская» (в интересах следствия фамилию не называем. — Ред.), где в декабре прошлого года произошел взрыв, унесший жизнь девяти человек.
Старший помощник руководителя управления по связям со СМИ следственного управления СКП РФ по Свердловской области Александр Шульга сообщил на пресс-конференции в ИА «Интерфакс-Урал», что подозреваемому предъявлено обвинение по части третьей статьи 216 УК (нарушение правил безопасности при ведении горных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). В настоящее время обвиняемый уволен с шахты и находится под подпиской о невыезде.
Следствие пришло к выводу, что именно этот работник отвечал за организацию безопасной транспортировки взрывоопасных веществ под землей. Между тем эксперты установили, что причиной ЧП стало грубейшее нарушение технологии, допущенное при доставке аммонита к месту использования: взрывчатка перевозилась вместе с инициирующими устройствами. Замыкание контактного провода привело к самопроизвольному взрыву.
После трагедии прокуратура Свердловской области проверила все шахты Высокогорского ГОКа и выявила массу нарушений. В частности, установлены факты эксплуатации клетей, не прошедших техническую экспертизу, под землей используются электровозы, выработавшие свой ресурс. По результатам проверки восемь должностных лиц были привлечены к административной ответственности. Но не прошло и полгода, как на шахте «Магнетитовая» снова произошел инцидент со смертельным исходом. 2 июня при обрушении шахтной кровли погиб одни человек, второй находится в больнице с тяжелыми травмами. Возбуждено уголовное дело, ведется расследование.
Не лучше ситуация и на других шахтах области. Собственник «Севуралбокситруды» не заботится о создании эффективной системы вентиляции подземных горизонтов, что создает постоянную угрозу для жизни шахтеров. На шахтах Богословского и Березовского рудоуправлений выявлено в общей сложности около полусотни нарушений.
Все это говорит о том, что в отрасли в целом отсутствует системный подход к обеспечению безопасности, а проводимые проверки малоэффективны. Это признают и сами проверяющие. Согласно последним новациям в законодательстве, регламентирующем отношения надзорных органов с бизнесом, комплексная ревизия состояния шахтного хозяйства осуществляется раз в три года. Внеплановые проверки — только по чрезвычайному поводу и по специальному разрешению прокуратуры. То есть кому-то из шахтеров надо сначала погибнуть, чтобы органы технадзора и прокуратура заинтересовались, в каких условиях наемные работники добывают рыночный продукт для собственника. Наказание же для топ-менеджеров можно считать условным: как правило, это административный штраф до трех тысяч рублей (юридическому лицу — до 50 тысяч рублей). Чтобы должностному лицу «достукаться» до дисквалификации, надо проштрафиться в течение года два раза. А в отношении владельцев опасной собственности, не желающих тратиться на средства безопасности для персонала, вообще никакая ответственность не предусмотрена. Кроме моральной.
Вот поэтому в российских шахтах постоянно что-то взрывается, гибнут люди. Но даже такая масштабная трагедия, какая произошла месяц назад на шахте «Распадская», ничего принципиально в отрасли не изменила.