Статьи
15.06.2010

СвЖД готовится переложить свои убытки на областной бюджет

Свердловская железная дорога — филиал ОАО «РЖД» подвела итоги своей работы в 2009 году и определилась с планами на ближайшее время. О том, почему пригородных электропоездов может стать еще меньше, как будут модернизироваться устаревшие вагоны и почему у мегапроекта скоростного поезда Екатеринбург — Москва пока нет шансов на реализацию, рассказали сегодня руководители компании.

В пресс-конференции приняли участие замначальника СвЖД по пассажирским перевозкам Сергей Нех, первый заместитель начальника региональной дирекции по обслуживанию пассажиров Сергей Кочуров, первый замначальника дорожной инспекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Анатолий Мифтахов, гендиректор ОАО «Свердловская пригородная компания» (СПК) Максим Шнейдер, и.о. начальника региональной дирекции железнодорожных вокзалов Александр Тарасов.

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.com
В 2010 году СвЖД снимет с маршрутов 7 поездов дальнего следования

Нехватка пассажиропотока и слишком высокая стоимость эксплуатации железнодорожных составов вынудили СвЖД снять с рейсов 14 поездов, среди которых такие популярные направления, как Тюмень — Свердловск, Серов — Свердловск, Иркутск — Москва, Томск — Адлер и другие. При этом планируется ввести 7 новых поездов, в том числе в направлении Свердловск — Санкт-Петербург, Тюмень — Санкт-Петербург, Новосибирск — Адлер. Таким образом, из расписания исчезнет 7 маршрутов, что, по мнению железнодорожников, является вполне нормальной корректировкой. По итогам 2008 года было отменено около сотни поездов.

Возможно, в скором времени аналогичные перестановки ждут и пригородные маршруты движения поездов: правительство Свердловской области формирует заказ на электрички в соответствии со своими потребностями. Вместе с этим региональный бюджет также компенсирует железной дороге убытки, которые та понесла при выполнении «госзаказа». В 2010 году компенсации составят 50% от общей суммы убытка, в 2011 году эта цифра может вырасти до 100%. В соответствии с тем, насколько хватит у бюджета средств, и будет формироваться областная потребность в поездах.

Пригородные перевозки железнодорожники любят называть априори убыточными, поэтому количество электричек на самых бесперспективных направлениях может быть секвестировано. По словам Сергея Неха, за I полугодие 2009 года СПК получила из бюджета 160 млн. рублей. Заявка на вторую половину прошлого года еще формируется, и на сегодня она составляет 190 млн. рублей.

«Мы еще прорабатываем эту заявку. Возможно, мы увеличим тарифы для дальних пассажиров, возможно, уменьшим для пригородных. Эта цифра еще будет корректироваться», — отмечают в СвЖД.

Сергей Нех считает, что скоростному поезду Екатеринбург — Москва не суждено появиться раньше 2020 года
Сергей Нех считает, что скоростному поезду Екатеринбург — Москва не суждено появиться раньше 2020 года

Однако вряд ли объем убытков СПК будет уменьшаться даже в случае, если в области совсем не станет безбилетников. Именно борьбой с ними сейчас плотно занимается Максим Шнейдер, объяснивший, почему пригородные перевозки невыгодны СвЖД.

«Задолженность СПК перед ОАО «РЖД» за обновление подвижного состава в 2008 году составляет 1,5 млрд. рублей. Наши убытки формируются прежде всего из-за дороговизны затрат на перевозки: 40% составляет стоимость инфраструктуры, около 20% — собственные затраты СПК. Билеты не покрывают всех трат. Тем более что тарифы у нас и так не дешевые», — признался М. Шнейдер.

В этом плане электричкам довольно сложно конкурировать с пригородными автобусами, которые и дешевле, и удобнее. Максим Шнейдер готов до бесконечности увеличивать число поездов на нужных областным властям направлениях, лишь бы эти расходы компенсировались. В 2010 году убытки СПК прогнозируются на уровне 923,6 млн. рублей, из которых 461,8 млн. придется взять на себя региональному бюджету.

«Если мы выйдем на рыночную стоимость и сократим до минимума количество поездов, тогда это может стать прибыльно. Но до такого нам пока далеко», — признает Сергей Нех, не исключая, впрочем, и такой перспективы.

Отметим, что убытки порядка 1 млрд. рублей ОАО «СПК», учредителями которого являются СвЖД и областное правительство, фиксируются в последнее время ежегодно.

В нынешних условиях компании сложно говорить о каких-либо серьезных планах по модернизации. Тем не менее руководители СвЖД обещают, что в ближайшем будущем в электричках могут появиться местные точки Wi-Fi и, как подчеркнул Максим Шнейдер, исправные туалеты. Новые подвижные составы закупаться в этом году не будут, так что придется ремонтировать то, что есть.

Максим Шнейдер обещает починить все туалеты и окна в пригородных электропоездах
Максим Шнейдер обещает починить все туалеты и окна в пригородных электропоездах

Мало шансов на реализацию и у мегапроекта — скоростного поезда Екатеринбург — Москва. Стоимость задумки оценивается примерно в 4 трлн. рублей. По мнению Сергея Неха, бюджеты РФ и СвЖД таких расходов не осилят в ближайшие лет пять точно.

«Существующие пути не выдержат нагрузки поезда, движущегося со скоростью 160—260 км/ч. Поэтому для него нужно будет строить новый путь, у которого свои особенности и сложности. Тем более что пермское направление и без того слишком загружено грузопотоками», — считает Сергей Нех.

По его словам, решения в отношении проекта придется ждать как минимум до более благополучного 2020 года. Строительство ветки займет еще несколько лет. До тех пор монополистом на самых популярных бизнес-направлениях останутся авиаперевозчики.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
15.06.2010 СвЖД: Решения по проекту скоростного поезда Екатеринбург — Москва придется ждать как минимум до 2020 года

УрБК, Екатеринбург, 15.06.2010. «Ни бюджет России, ни бюджет РЖД не осилят расходов на скоростной поезд Екатеринбург — ...

15.06.2010 Летом 2010 года на Свердловской железной дороге отменено 14 пассажирских поездов

УрБК, Екатеринбург, 15.06.2010. Летом 2010 года на Свердловской железной дороге отменено курсирование 14 пассажирских ...

25.08.2009 ОАО «Свердловская пригородная компания» продолжает сокращение пригородных электропоездов

ОАО «Свердловская пригородная компания» заявило об отмене с 7 сентября 2009 года еще 15 пригородных поездов, ...

08.07.2009 ОАО «Свердловская пригородная компания» намерено компенсировать убытки увеличением стоимости предоставляемых услуг

ОАО «Свердловская пригородная компания» подвело итоги деятельности в I полугодии 2009 года. Согласно официальной ...

05.03.2009 В 2008 году убытки ОАО «Свердловская пригородная компания» превысили 1 млрд. рублей

УрБК, Екатеринбург, 05.03.2009. «Убытки Свердловской пригородной компании составили 998 миллионов в 2007 году и около 1 ...