Свердловская железная дорога — филиал ОАО «РЖД» подвела итоги своей работы в 2009 году и определилась с планами на ближайшее время. О том, почему пригородных электропоездов может стать еще меньше, как будут модернизироваться устаревшие вагоны и почему у мегапроекта скоростного поезда Екатеринбург — Москва пока нет шансов на реализацию, рассказали сегодня руководители компании.
В пресс-конференции приняли участие замначальника СвЖД по пассажирским перевозкам Сергей Нех, первый заместитель начальника региональной дирекции по обслуживанию пассажиров Сергей Кочуров, первый замначальника дорожной инспекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Анатолий Мифтахов, гендиректор ОАО «Свердловская пригородная компания» (СПК) Максим Шнейдер, и.о. начальника региональной дирекции железнодорожных вокзалов Александр Тарасов.
В 2010 году СвЖД снимет с маршрутов 7 поездов дальнего следованияНехватка пассажиропотока и слишком высокая стоимость эксплуатации железнодорожных составов вынудили СвЖД снять с рейсов 14 поездов, среди которых такие популярные направления, как Тюмень — Свердловск, Серов — Свердловск, Иркутск — Москва, Томск — Адлер и другие. При этом планируется ввести 7 новых поездов, в том числе в направлении Свердловск — Санкт-Петербург, Тюмень — Санкт-Петербург, Новосибирск — Адлер. Таким образом, из расписания исчезнет 7 маршрутов, что, по мнению железнодорожников, является вполне нормальной корректировкой. По итогам 2008 года было отменено около сотни поездов.
Возможно, в скором времени аналогичные перестановки ждут и пригородные маршруты движения поездов: правительство Свердловской области формирует заказ на электрички в соответствии со своими потребностями. Вместе с этим региональный бюджет также компенсирует железной дороге убытки, которые та понесла при выполнении «госзаказа». В 2010 году компенсации составят 50% от общей суммы убытка, в 2011 году эта цифра может вырасти до 100%. В соответствии с тем, насколько хватит у бюджета средств, и будет формироваться областная потребность в поездах.
Пригородные перевозки железнодорожники любят называть априори убыточными, поэтому количество электричек на самых бесперспективных направлениях может быть секвестировано. По словам Сергея Неха, за I полугодие 2009 года СПК получила из бюджета 160 млн. рублей. Заявка на вторую половину прошлого года еще формируется, и на сегодня она составляет 190 млн. рублей.
«Мы еще прорабатываем эту заявку. Возможно, мы увеличим тарифы для дальних пассажиров, возможно, уменьшим для пригородных. Эта цифра еще будет корректироваться», — отмечают в СвЖД.
Сергей Нех считает, что скоростному поезду Екатеринбург — Москва не суждено появиться раньше 2020 годаОднако вряд ли объем убытков СПК будет уменьшаться даже в случае, если в области совсем не станет безбилетников. Именно борьбой с ними сейчас плотно занимается Максим Шнейдер, объяснивший, почему пригородные перевозки невыгодны СвЖД.
«Задолженность СПК перед ОАО «РЖД» за обновление подвижного состава в 2008 году составляет 1,5 млрд. рублей. Наши убытки формируются прежде всего из-за дороговизны затрат на перевозки: 40% составляет стоимость инфраструктуры, около 20% — собственные затраты СПК. Билеты не покрывают всех трат. Тем более что тарифы у нас и так не дешевые», — признался М. Шнейдер.
В этом плане электричкам довольно сложно конкурировать с пригородными автобусами, которые и дешевле, и удобнее. Максим Шнейдер готов до бесконечности увеличивать число поездов на нужных областным властям направлениях, лишь бы эти расходы компенсировались. В 2010 году убытки СПК прогнозируются на уровне 923,6 млн. рублей, из которых 461,8 млн. придется взять на себя региональному бюджету.
«Если мы выйдем на рыночную стоимость и сократим до минимума количество поездов, тогда это может стать прибыльно. Но до такого нам пока далеко», — признает Сергей Нех, не исключая, впрочем, и такой перспективы.
Отметим, что убытки порядка 1 млрд. рублей ОАО «СПК», учредителями которого являются СвЖД и областное правительство, фиксируются в последнее время ежегодно.
В нынешних условиях компании сложно говорить о каких-либо серьезных планах по модернизации. Тем не менее руководители СвЖД обещают, что в ближайшем будущем в электричках могут появиться местные точки Wi-Fi и, как подчеркнул Максим Шнейдер, исправные туалеты. Новые подвижные составы закупаться в этом году не будут, так что придется ремонтировать то, что есть.
Максим Шнейдер обещает починить все туалеты и окна в пригородных электропоездахМало шансов на реализацию и у мегапроекта — скоростного поезда Екатеринбург — Москва. Стоимость задумки оценивается примерно в 4 трлн. рублей. По мнению Сергея Неха, бюджеты РФ и СвЖД таких расходов не осилят в ближайшие лет пять точно.
«Существующие пути не выдержат нагрузки поезда, движущегося со скоростью 160—260 км/ч. Поэтому для него нужно будет строить новый путь, у которого свои особенности и сложности. Тем более что пермское направление и без того слишком загружено грузопотоками», — считает Сергей Нех.
По его словам, решения в отношении проекта придется ждать как минимум до более благополучного 2020 года. Строительство ветки займет еще несколько лет. До тех пор монополистом на самых популярных бизнес-направлениях останутся авиаперевозчики.