«Коммерсантъ» и Сергей Антонов: Для «хрущевок» Екатеринбурга ищут варианты
Екатеринбургские «хрущевки» будут перестраивать. Как рассказал вчера вице-мэр Владимир Крицкий, в рамках корректировки плана стратегического развития города до 2020 года предполагается реконструкция около 2 млн кв. метров старых домов. Отраслевые эксперты и участники рынка говорят, что проект может быть интересен инвестору, но при условии, если требования города к проводимым ремонтным работам будут минимальны.
О том, что в стратегическом плане развития Екатеринбурга появится отдельная программа реконструкции старых домов и ликвидации ветхого жилья вчера на пресс-конференции сообщил вице-мэр Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования Владимир Крицкий. По его словам, программа предусматривает, что при определении градостроительных норм мэрия будет ориентироваться на проблемы замены ветхого жилья и продления ресурса «хрущевкам» и «брежневкам». «Сейчас стало очевидно, что наличие такой недвижимости тормозит развитие города. В частности, у нас есть целые районы города, которые застраивались жилыми домами массовой серии — „хрущевки и брежневки”, нормативный срок службы которых — 50-70 лет (истекает через 10-20 лет. — „Ъ”), с ними нужно что-то делать. Просто сносить мы не можем — у города нет средств на расселение такого количества жителей. По нашим оценкам, в Екатеринбурге около 2 млн кв. метров такого жилья», — пояснил господин Крицкий. По словам руководителя пресс-службы администрации Екатеринбурга Константина Пудова, обсуждается несколько вариантов решения проблемы: снос ветхих домов полностью за счет частных инвесторов при строительстве коммерческих объектов, реконструкция «хрущевок» за счет увеличения площади (достройка мансардных этажей) или комплексная перестройка дома без увеличения площади за счет новых технологий. «Мы ожидаем, что основным источником реализации этой программы выступят частные инвесторы, хотя город может участвовать в софинансировании реконструкции. Например, у муниципалитета есть в собственности до 15% площадей в подобных домах, и он наравне с остальными собственниками будет принимать решение при проведении ремонта дома», — пояснил господин Пудов.
Отметим, что программа по ликвидации старых домов массовой застройки уже активно работает в Москве, где власти города массово сносят старые дома и расселяют жителей за счет городского бюджета. Освободившиеся площадки с аукционов продаются застройщикам и таким образом компенсируются затраты на реализацию этой программы. Опрошенные „Ъ” участники рынка говорят, что такой вариант наиболее логичен и выгоден как для застройщиков, так и для администрации города. «Это наиболее удобный вариант — схема прозрачна, полностью соответствует законодательству, хотя и требует больших затрат, чем проведение реконструкции. Мы рассматривали несколько вариантов реконструкции „хрущевок” и посчитали ее невыгодной», — рассказал гендиректор ООО «Рифей-Строй» Вячеслав Румянцев. Он пояснил, что основная проблема в том, что необходимо получить согласие на ремонтные работы или выкуп здания от всех собственников дома, «а здесь велик риск, что кто-то из жильцов откажется». По мнению владельца ТРЦ «Антей» и девелопера ЖСК «Тихий Берег» Андрея Гавриловского, проект достройки «хрущевок» может быть интересен инвесторам, при условии минимальных требований со стороны городской администрации на реконструкцию дома. «По проекту, фундаменты „хрущевок” и „брежневок” могут смело выдержать еще по два этажа. Их строительство не требует затрат на инфраструктуру, сети, дороги, выделение земли. Это составляет до 30% расходов в себестоимости строительства, таким образом, прибыль очевидна. Но если с инвестора потребуют провести значительный капитальный ремонт с утеплением дома, заменой всех сетей, то прибыль может быть минимальной и проект не будет привлекателен», — считает он. Вариант со строительством коммерческой недвижимости на месте снесенных ветхих домов, по оценкам господина Румянцева, более реален, но не в текущей ситуации. «Переселение жителей из сносимого дома увеличит себестоимость строительства коммерческого объекта на 10%, что соответственно увеличит сроки окупаемости проекта. В Екатеринбурге уже и так заморожены многие объекты, потому надеяться на бурный рост таких строек я бы не стал», — говорит он.