«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Государственная казна вынуждена экономить
Серьёзный дефицит российского бюджета вынуждает власти вести политику строжайшей экономии, загодя и поэтапно рассчитывать расходные обязательства, чётко планировать налоговые поступления и дифференцировать помощь федеральной казны региональным бюджетам.
«Каждый бюджетный рубль должен быть использован с максимальной пользой, с учётом того, что параметры бюджета на ближайшие три года будут давать так называемый продлённый эффект и оказывать влияние на жизнь настоящего и будущего поколений наших граждан», — сказал Президент Дмитрий Медведев на недавнем совещании с членами своей Администрации и Кабинета министров. При этом деньги на модернизацию экономики, от успеха которой и зависит будущее России, должны выделяться в приоритетном порядке.
Как мы уже сообщали, расчёт казённых трат будет отныне в большинстве случаев идти по так называемым долгосрочным целевым программам (ДЦП), то есть деньги на конкретные цели и под конкретный результат. Премьер Владимир ПУТИН одобрил эту идею вице-премьера, министра финансов Алексея КУДРИНА. Эксперты Министерства экономического развития РФ подготовили и для этой структуры бюджета разные варианты восстановления экономики; в основе каждого — повышение цен на нефть, а разница в том, что, как пояснял на днях московским журналистам заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, будет бюджетная политика жёсткой или всё-таки либеральной. Жёсткая — это замораживание зарплат бюджетников, сокращение государственных инвестиций и стагнация банковского кредитования.
В регионах однозначно не приходится рассчитывать на поток денежных средств из Центра. Та же выстраиваемая новая структура бюджета Федерации предполагает, что и в субъектах РФ будет выдержан принцип финансирования по ДЦП (или регион вписывается в федеральные ДЦП, или защищает перед Москвой собственные инвестиционные программы развития). Как пояснила на недавнем «круглом столе» в Госдуме заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Надежда Максимова, со следующего года количество видов субсидий для регионов сократится втрое. Правда, речь скорее идёт об укрупнении некоторых видов субсидий, но при этом явно подразумевается, что давать их будут далеко не всем.
Этот подход более чем обоснован. Согласно прогнозу Министерства финансов, в 2010 году субъекты Федерации вкупе недоберут в свои бюджеты более 420 млрд. руб. — это в 1,5 раза больше, чем в 2009 году. За полтора кризисных года Россия израсходовала, в том числе на покрытие бюджетного дефицита, порядка 4 трлн. руб. из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния — почти половину стратегических запасов. При сохранении прежнего порядка межбюджетных отношений, нацеленного на обслуживание региональных долгов, оставшихся резервов хватит от силы ещё на год-полтора. А дальше?
«Больше свободы муниципалитетам» — звучало на упомянутом «круглом столе»; это означает дать деньги в точки роста, чтобы успешные города и поселения определяли дальнейшее расширение зон экономического благополучия. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политики Галина Изотова сослалась на прогноз её Комитета, что «спад валового регионального продукта прогнозируют в таких регионах, как Калмыкия, Хакасия, Удмуртская и Чувашская республики, Псковская и Свердловская области, Чукотский автономный округ». В то же самое время Свердловская область называется в числе 14 экономически развитых субъектов Федерации, где всё-таки ожидается рост производства промышленной продукции. Но этого недостаточно, чтобы восполнить бюджетный дефицит.
Значит, самое время подумать над инфраструктурными изменениями и инвестиционными возможностями для модернизации экономики, чтобы было за счёт чего восполнять и наращивать валовой региональный продукт. Свердловская область, как известно, возвращается к трехлетнему бюджету, чтобы, считают в областном правительстве, была возможность «предметно выстраивать индикаторы, тщательно планировать все программы». Напомню, что дефицит областного бюджета-2010 порядка 9 млрд. руб., и его региону придётся ликвидировать фактически самостоятельно, а с будущего года, судя по федеральным новациям, помощь Москвы будет и вовсе ограничена, и её ещё надо будет заслужить собственным программным усердием.
С учётом очевидной тенденции на секвестр федерального бюджета в части неэффективных трат и жёсткой экономии на субсидиях, выход видится только в концентрации усилий на местах — на главнейших направлениях и перспективных участках. Думается, проект губернатора Александра Мишарина и главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого на создание Большого Екатеринбурга как единого муниципального образования с единым бюджетом вполне вписывается в общефедеральный тренд. Инвестиционная привлекательность всей екатеринбургской агломерации повысится в разы: бизнесу станет просторней, а государственная казна сможет давать региону и крупнейшему его муниципалитету деньги на модернизацию экономики с абсолютной уверенностью в экономическом росте всего региона.