Президент России поставил жесткую задачу по модернизации экономики и срочному переходу на инновационный бизнес, однако чиновники не спешат реализовать эти решения. Всё идет очень медленно. А почему? Они толком не понимают, с чего начинать, что такое инновационный бизнес.
Сейчас в нашей стране на тонну стали тратят в 2—3 раза больше электроэнергии и воды, чем на Западе, тепло для домов и воду расходуют в 3 раза больше. Наши машины и оборудование значительно тяжелее по весу западных аналогов, а срок их службы значительно ниже. Количество работников на единицу продукта у нас заметно выше. В результате по производительности труда мы уступаем практически в четыре раза. Мы всё больше отстаем от развитых стран и должны немедленно переходить на новые технологии, которые уменьшают металло- и энергоемкость нашей продукции, повышают ее качество, для того чтобы она была конкурентоспособна на мировом рынке.
Фактически сегодня для этого ничего не делается. Есть только разговоры и призывы, а всё остается по-старому в течение последних 5 лет. Сегодня нет даже четкого понимания, что такое инновации и технопарк. Кто-то производит самопальное пиво, которое лучше пенится, чем у соседа, и думает, что создал инновацию, и претендует войти в технопарк. Сейчас это просто жаргонные понятия. В стране появилось множество так называемых технопарков. Многие из них просто проматывают выделенные деньги.
Нам необходимо на законодательном уровне определить понятия, касающиеся модернизации. Для этого нужно, в частности, провести анализ работы действующих технопарков, определить, что такое наукоемкая продукция, инновация, и ввести эти понятия в соответствующий закон.
Это относится в том числе и к гигантам областной промышленности, которые выпускают такую продукцию, про которую мы говорили с гордостью: удваивает-утраивает наш могучий уральский из трех букв, сами догадались — ВВП. А по меркам сегодняшнего дня это неконкурентоспособная продукция, которая давно морально устарела. К примеру, «Уралвагонзавод» производит вагоны, детали которых ломаются из-за некачественной стали и древней технологии. Для повышения надежности работы и грузоподъемности вагонов 10-летняя практика этого же завода показала эффективность использования ванадийсодержащей стали. Срок службы и надежность работы вагонов из этой стали сразу увеличится, а технологический брак при производстве уменьшится в 2 раза. Ванадийсодержащие стали надо шире использовать в машиностроении и металлургии.
Бог наградил нашу область крупнейшим месторождением ванадия, работают Качканарский ГОК и Нижнетагильский металлургический комбинат, чтоб извлечь из руды ванадий, но, к сожалению, почти 90% ванадия продается за рубеж. Почему так происходит? Нет критериев оценки продукции — инновационная она или нет, так же как и нет государственных льгот для ее производства. Банки всегда дадут кредит под вагон пива, но побоятся дать под организацию новой продукции. Во всем мире дают льготы инновационному бизнесу и уменьшают ставки по кредитам. У нас этого нет, как нет и федерального закона. Госдума неоднократно обещала выпустить закон об инновациях, но они почему-то придерживают его на протяжении многих лет. Дело в том, что в Москве очень сильное лобби сырьевиков-нефтяников, они свои законы продвигают очень быстро.
Надо не болтать, а срочно принимать закон. К сожалению, обычно, когда принимают новый закон, к нему сразу принимают десятки поправок, так что можно запутать. В итоге закон не работает. Поэтому необходимо провести предварительно общественную экспертизу закона, в которую необходимо привлечь ученых, производственников, бизнесменов, заинтересованных в инновациях.
По предложению замминистра промышленности и науки В.В. Турлаева Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области проработал все отечественные законы и учел зарубежный опыт и подготовил проект областного закона. Малый инновационный бизнес очень надеется, что правительство и Областная Дума поработают над ним в ближайшее время и новый закон появится. Главное, что над проектом закона работали предприниматели, на деле занимающиеся инновационным бизнесом.
Во всем мире малые инновационные предприятия служат локомотивом для новых технологий. Большинство всех патентов внедряются малыми предприятиями. Легендарная Силиконовая долина начинала именно с малых инновационных предприятий. Льготы, предоставленные им, окупаются в 3—5 раз быстрее, чем крупным предприятиям. Наши бизнесмены заинтересованы в новинках. Мы верим, что в ближайшее время будет государственная поддержка, потому что нет законов, которые поощряют делать новую продукцию.
Проект закона предусматривает критерии и основные понятия: «инновации», «технопарк» и так далее. Мы хотим провести аккредитацию инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов и т.д. Исходя из этого будут определяться льготы.
Государство должно помочь в первую очередь этим предприятиям, иначе мы будем отставать всё дальше и дальше. Надо отметить, что этому развитию страшно мешают коррупция и страшная бюрократия. Чтобы запустить новую технологию, надо собрать 2 тонны разрешительных документов и оплатить огромные суммы. Да и с учеными пока проблема. Многие из них очень далеки от проблем производства. Придумывают формулу и бегают вокруг нее годами, уверенные, что придумали что-то гениальное. При этом никогда не были на производстве — в кабинете удобнее.
В то же время является фактом, что имеется много иностранных инвесторов. Они готовы вкладывать деньги в наши инновационные проекты, длинные и дешевые деньги, но они нас боятся. Ведь «кидали» их в нашей стране очень часто. Новый закон должен соблюдать международные нормы и защищать иностранных партнеров. Свердловская область является крупнейшим научно-промышленным регионом в России, и она должна быть первой в России, примером эффективного перехода экономики на инновационный путь. Что сказал президент — выполнять, и немедленно, а мы должны все в этом помогать.
А.А. Филиппенков,
заслуженный изобретатель РФ,
профессор, д.т.н.