«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Сусоров: «Утка» — ложь, да в ней намёк?
Ну что, дорогие свердловчане, можно выдыхать: Патриарх всея Руси Кирилл нас посетил, заметил и, на трап восходя, благословил. Проклятие до седьмого колена, обещанное архиепископом Викентием, похоже, временно откладывается. Поездка у Святейшего оказалась весьма насыщенной мероприятиями: и передача храма Дмитрия Донского на «Уралвагонзаводе» в собственность Екатеринбургской епархии, и встреча с трудовыми коллективами медных холдингов г. Верхняя Пышма, и пасхальный молебен в Храме на Крови — и, разумеется, посещение монастыря Ганина Яма, где в 90-х годах прошлого века были обнаружены останки царской семьи. Однако ключевым событием патриаршего визита стала встреча с общественностью Уральского федерального округа, состоявшаяся в ДИВСе «Уралочка». Что там происходило, мы, журналисты «Вечёрки» и «Уральского рабочего», можем судить, увы, только из информационных сообщений наших коллег: нас на это волнующее рандеву не аккредитовали. Хотелось бы верить, что это рядовое организационное недоразумение, а не мелкая месть со стороны Екатеринбургской епархии за серию критических материалов на тему строительства нового храма на площади Труда.
Ну что же... Согласно закону физики, свято место пусто не бывает: там, где нет точной информации, пышным цветом распускаются слухи. Причём чем выше VIP-персона, наезжающая в наши пенаты, тем слухи забористей и фееричней. Буквально накануне приезда Патриарха Кирилла одному из наших сотрудников пришло по «аське» сообщение от его хорошей знакомой, вхожей в епархиальную среду. Мол, имеются достоверные сведения, что в ДИВС будут пускать журналистов только... с освящённой аппаратурой. Распоряжение самого Викентия. Мы, естественно, тут же связались с епархиальной пресс-службой и задали глупый вопрос из серии «А правда ли, что...», на что получили умный ответ: нет, что вы, разумеется, это «утка», вы нас так насмешили, ха-ха-ха, до свиданья. Тем не менее буквально на следующий день в редакцию залетела ещё одна «утка», как две капли воды похожая на предыдущую: мол, есть негласное распоряжение пускать журналистов только с освящёнными микрофонами и камерами — правда, не в ДИВС, а то ли на торжественную пасхальную службу в Храм на Крови, то ли на церемонию встречи Патриарха в аэропорту Кольцово. Определить при этом, какой «Никон» опущен в купель со святой водой, а какой нет, технически совершенно невозможно — даже если абстрагироваться от голимого абсурда этого требования. Но даже если это всего лишь слух и провокация (хотелось бы верить), дыма, как известно, без огня не бывает: народ за 10 лет архипастырского служения Владыки Викентия уже привык к «перлам» из его уст и готов поверить во что угодно. Ведь выступил же года 2 назад Владыка с оглушительной критикой детских танцевальных студий: мол, негоже православному родителю отдавать дитя своё на богомерзкое дрыгоножество. А ещё раньше — с проповедью, призывающей уральских женщин хранить, пардон за такой интим, девственность до 30 лет. Выступал он и против празднования 1 апреля, выпавшего в этом году, как известно, на Великий Пост. Ну, а историю с «проклятием до седьмого колена» всем противникам строительства Екатерининского собора лишний раз напоминать не имеет смысла. Действительно: если мы оппонентам наших «креативов» грозим неизбежной небесной карой — почему бы не заставить журналистов освящать свои телекамеры перед визитом на брифинг или пресс-конференцию с церковным начальством? И освящать, разумеется, не абы где, а строго в епархиальных купелях. За умеренное пожертвование. А можно и за неумеренное. Бизнес — он и в Африке бизнес, лишних копеек не бывает, а курочка по зёрнышку клюёт.
На самом деле нам очень жаль, что встреча журналистов «ВЕ» с Патриархом всея Руси так и не состоялась. Весьма интересно было бы услышать из его авторитетных уст каноническую — а также общеморальную — оценку финансовой политики Екатеринбургской епархии. Действительно, о каком строительстве храма может сегодня идти речь, если батюшки до сих пор не расплатились по своим многомиллионным долгам перед кредиторами: ювелирными заводами «Эдем» и «Адамант», которые в течение ряда лет «за спасибо» поставляли на нужды Церкви золотые кресты, оклады для икон, цепи и другие элементы храмового благолепия? Теперь епархии грозит повестка в арбитражный суд и — не исключено — процедура банкротства. Видимо, именно по этой причине Святейший во время встречи с верующими мягко и интеллигентно «замял» тему строительства собора на площади Труда, заявив во всеуслышание: «Золотые купола и величественные храмы не являются гарантией спасения, они не предотвращают народ от падения... Храмы и... купола — это лишь видимые знаки нашей веры. Она не должна быть только частью фольклора, а действенна только живая вера, которая является мощнейшей мотивацией наших поступков». Золотые слова, простите уж за невольный каламбур!
Кстати, Патриарху новый архитектурный облик нашего города пришёлся по душе. Так что есть надежда, что в этом вопросе глава РПЦ поддерживает екатеринбуржцев. Хотя вслух этого, разумеется, не скажет: политес есть политес. Простые верующие в отличие от Патриарха политесам не обучены и говорят в кулуарных беседах с журналистами всё, что думают о сложившейся в Екатеринбургской епархии ситуации. «Мне больно и обидно, что из-за действий одного (эпитеты опущены — Е. С.) человека так дискредитируется вера», — написал в «аську» нашему коллеге уже упомянутый здесь «источник в епархии». Заметим — человек это глубоко верующий и воцерковлённый, соблюдающий все посты и регулярно посещающий не только воскресные, но и все ежедневные литургии.
Тоже запишем его в «богоборцы», Владыка?