«Уральский рабочий»: Храм в сердце и памяти
Нужно ли возводить церковь на площади Труда?
Идея епархии восстановить Екатерининский храм в центре уральской столицы вызвала бурную и неоднозначную реакцию в обществе. И газета «Уральский рабочий» развернула на своих страницах дискуссию по этому вопросу.
Сегодня слово предоставляется кандидату исторических наук, заместителю директора Института истории и археологии УрО РАН Ирине Леонидовне МАНЬКОВОЙ. Стоит добавить, что она является автором книги «Храм в сердце и памяти. Очерки истории Екатеринбургского Екатерининского собора», изданной еще в 2000 году.
«Вопрос воссоздания Екатерининского собора не случайно взбудоражил Екатеринбург. Слишком много проблем здесь переплелось (социальных, градостроительных), но главная, на мой взгляд, это отношение к нашей истории, к историко-культурному наследию. С одной стороны, я усмотрела в инициативе воссоздать собор попытку изменить позиционирование образа города как места гибели последнего российского императора, места вечного покаяния. И это отрадно. Более позитивным и привлекательным является образ «града Святой Екатерины». У нашего города удивительная небесная покровительница. Но что о ней знают горожане? Как увековечена память о ней? В честь святой Екатерины на полуторамиллионный город только одна часовня! Вопрос о строительстве Екатерининского собора, поднятый православной церковью, несомненно, актуален. Но не менее важен и другой — где его поставить?
Сторонники строительства храма на площади Труда ратуют за восстановление исторической справедливости, мол «варвары храм разрушили, надо его воссоздать на том месте, где он был». С тех пор прошло 80 лет. За это время на этом месте появились новые историко-культурные памятники, также являющиеся неотъемлемой частью нашей истории. В связи с возведением в 1930-е годы здания облисполкома и обкома ВКП(б), относящегося сегодня к памятникам архитектуры эпохи конструктивизма, здесь сложилась иная градостроительная ситуация.
Некоторые архитекторы говорят, что на площади не хватает акцента, она носит незавершенный вид, и именно собор выполнит эту роль. Давайте, не особенно доверяя лукавым компьютерным моделям, визуально оценим пространство площади Труда. Строительство церкви потребует не только ликвидации фонтана «Каменный цветок» и сквера, но и часовни во имя Святой Екатерины, никакой площади перед храмом не будет (просто не останется места), а памятник основателям города окажется на соборной паперти. Может быть, в этом и есть торжество исторической справедливости, что окна в окна будут смотреть друг на друга храм и бывший облисполком. Но в такой ситуации, когда над двухэтажным храмом будет нависать шестиэтажный серый монолит, а вдали просматриваться башни «Антея», вряд ли собор сможет обрести собственное историко-культурное пространство и стать новым архитектурным акцентом площади.
Да, фонтан можно перенести, да и памятник Татищеву и де Геннину можно подвинуть, но часовня во имя Святой Екатерины… Она строилась на особом историческом месте с совершенно определенной целью — увековечить память о первой мазанковой церкви Екатеринбурга, сгоревшей в 1747 году, и Екатерининском соборе, взорванном в 1930-м. Эта часовня — не только культовое сооружение, она имеет глубокий исторический смысл. Издавна у православных людей существовала традиция отмечать часовнями памятные места, где когда-то стояли храмы. Таких примеров немало и в истории Екатеринбургской епархии. Часовня во имя Святой Екатерины была построена в 1998 году по инициативе предпринимателей и ученых на благотворительные средства. Это был подарок городу к его 275-летию. Сегодня эта часовня — важнейший маркер нашей исторической памяти, вокруг нее сложилась определенная социокультурная среда. Перенесение часовни на другое место лишает ее всякого исторического смысла. Екатерининский собор был разрушен по идеологическим соображениям, конечно, этим нельзя оправдать совершенное кощунство, но причины свершившегося по крайней мере понятны. Какими мотивами можно сегодня объяснить разрушение историко-культурного пространства площади Труда?
В качестве аргумента «за» возведение Екатерининского собора на прежнем месте выдвигают тот факт, что он был одной из трех доминант старого Екатеринбурга. Под этим имеют в виду, что шпиль его колокольни был самой высокой точкой города. Думаю, очевидно, что сегодня возврат к той ситуации невозможен, тогда надо снести «Антей», «Хаят», запретить строительство «Екатеринбург-сити»…
В истории Екатерининского храма и его прихода много интересных страниц, они неразрывно связаны с историей Екатеринбурга. Но сегодня это уже прошлое, которое не вернуть даже возведением храма, похожего на старый. При внешней похожести это будет уже другое качество.
Куда важнее сохранить историю в памяти и сердцах современных людей, спасти то подлинно историческое, что еще не успело разрушиться. С большим трудом идет восстановление Аннинской церкви XVIII века в Сысерти. Даст Бог, со временем там восстановят и кладбище при церкви, где были захоронены представители династии известных уральских заводовладельцев Турчаниновых. Пока совершенно безнадежна судьба Троицкой церкви в Билимбае, построенной на средства Строгановых. Эти примеры можно множить и множить…
Конечно, в городе должен быть храм во имя Святой Екатерины и, может быть, даже не один. Но где он нужнее? Сегодня жители новых микрорайонов вынуждены ездить в церкви в центр города, как в старину первые строители Исетского завода, не имея своего храма, ездили за 7 верст на Уктусский завод. Возможно, в строящемся Академическом районе (или на ЖБИ, или Юго-Западе) найдется достойное место для Екатерининской церкви. Пусть она будет похожа на старый Екатерининский собор, чтобы жители современных многоэтажек чувствовали себя причастными к исторической судьбе родного города. И это уже будет новое качество, новая созидательная функция храма. Именно сопричастность к общей исторической памяти является важнейшей основой для сплочения регионального сообщества, обретения национальной идентичности.