«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Большой Екатеринбург» — инновационный проект
Для энергичного подъёма экономики Среднего Урала — впрочем, и для экономики всей России — сейчас во многом требуется отойти от привычных канонов и представлений, которые ещё вчера казались незыблемыми, и пробовать, пробовать внедрять в жизнь инновационные подходы. Как в науке и технике, так и в политической модели; в структуре управления хозяйственным комплексом и в выстраивании экономических приоритетов; требуется определить точки роста и на них опираться. Сильные должны быть поддержаны — чтобы они могли оказывать экономическое воздействие и распространять свой потенциал на весь регион, увеличивая внутренний спрос и притягивая внешние инвестиции.
Одним из таких инновационных проектов на территории области можно считать идею создания так называемого «Большого Екатеринбурга» — на основе столицы Урала и прилегающих к ней близлежащих 6—7 городов и нескольких десятков поселений екатеринбургской агломерации. Эта идея легко прочитывалась в инаугурационном выступлении нового губернатора Свердловской области Александра МИШАРИНА четыре месяца назад на совместном заседании палат Законодательного собрания.
Говоря о том, что поступательное движение Свердловской области вперёд будет определяться такими векторами, как инновации, инвестиции, социальная ответственность и забота о людях, Александр Мишарин заявил, что особое внимание он уделит развитию столицы Урала. «И это не только потому, что Екатеринбург даёт 40 процентов областного бюджета, в нём проживает каждый 4-й житель области, но ещё и потому, что во всём мире именно крупные города являются генераторами интенсивного роста экономики и накопителями знаний».
Экономические планы и конкретное политическое предложение губернатора с оптимизмом встретили в Екатеринбурге. Идею «Большого Екатеринбурга» городские власти прорабатывают давно — её диктует сама жизнь; ведь город сросся с соседями уже встык, так что остро необходима координация работы их властей, а в идеале — консолидация ресурсов, реализация совместных проектов.
Конечно, это чрезвычайно сложный процесс: потребуется изменение законодательства, переформатирование представительных органов власти, проведение референдумов и выборных кампаний. На всё может уйти года два, даже если по каждому из возникающих вопросов будут вовремя находиться ответы и компромиссы. Но главное — политическая воля, и она, похоже, новым губернатором обозначена. Мэрия же областного центра готова предоставить губернатору возможный алгоритм реализации проекта. Как объявил Аркадий ЧЕРНЕЦКИЙ, им уже создана специальная рабочая группа, которая подготовит все варианты для рассмотрения губернатором — с точки зрения видения собственно «Большого Екатеринбурга» и вероятных этапов реализации проекта.
В том, что в успехе проекта должны быть заинтересованы и в Екатеринбурге, и в соседних с ним городах, мало кто сомневается. Ведь каждое из направлений Стратегического плана развития города имеет выход на область, потому что идеология современного мегаполиса отвергает любую идею замкнутости. Сами названия ряда важных проектов Стратегического плана говорят об этом: «Екатеринбург — культурная столица»; «Екатеринбург — центр профессионального образования», «Большой университет»; «Новая жизнь крупных заводов», «Финансовый центр Урала»; «Екатеринбург — центр международных деловых коммуникаций»; «Пригородные хозяйства»; «Сады Урала»; «Екатеринбург — туристический центр»; «Международный транспортно-логистический узел»; «Скоростные дороги»; многие проекты по развитию единых магистральных тепло- и водоисточников, систем газо- и энергоснабжения.
Проблемы, которые решаются сегодня в Екатеринбурге, стоят и в близлежащих городах (и ещё острее, чем в Екатеринбурге); а если соединить усилия всех муниципалитетов в единый потенциал, от такой модели выиграют все. Председатель общественной палаты Екатеринбурга, директор Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук, один из разработчиков Стратегического плана развития Екатеринбурга Александр ТАТАРКИН привёл недавно на брифинге очень яркие примеры объединения агломераций. В Японии «поженили» отстоящие друг от друга на 200 км, да ещё и расположенные на разных островах Токио и Саппоро: дорога из города в город на скоростной электричке занимает всего час, и образовался общий рынок трудовых ресурсов и рабочих мест. В Швеции вокруг Стокгольма уже объединились 8 городов-спутников, а к 2020 году их будет уже 15 — все, что в пределах 80 км от Стокгольма.