«Вечерний Екатеринбург» и Надежда Баяндина: Председатель Общественной палаты Александр Татаркин дал свою оценку проекту.
«Большому Екатеринбургу» быть. Другой вопрос — в ближайшем или не очень будущем. На днях идея получила новый импульс: глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий создал специальную группу для подготовки реализации проекта «Большой Екатеринбург», о чём градоначальник сообщил в понедельник, 15 марта, подчеркнув, что долгожданное объединение может состояться только при наличии политической воли руководителя области, которому будут представлены все варианты алгоритма создания Большого Екатеринбурга. А вчера свою оценку перспективам проекта дал председатель Общественной палаты Екатеринбурга, директор института экономики УрО РАН Александр Татаркин.
Александр Иванович напомнил, что идея создания «Большого Екатеринбурга» как большой городской агломерации возникла давно, ещё в советские годы. Уже тогда обсуждались возможности перераспределения производств и улучшения транспортного обслуживания близлежащих городов и посёлков. Наиболее предметно об этом заговорили в период разработки Стратегического плана развития Екатеринбурга. По словам Татаркина, идея получила поддержку со стороны не только руководителей уральской столицы, но и других городов. Некоторые мероприятия были даже реализованы — например, одна из площадок приборостроительного завода переместилась в Арамиль.
Мировая практика тоже говорит в пользу объединения. В качестве примера Александр Татаркин привёл Стокгольм, у которого на данный момент — 8 городов-спутников, а к 2015—2020 году их число планируется довести до 12—15.
То, что проект «Большой Екатеринбург» будет реализован, у Александра Ивановича не вызывает никаких сомнений. Причём выгоду от объединения, по его мнению, получат как екатеринбуржцы, так и жители других городов. В числе плюсов, которые будет иметь Екатеринбург, Александр Татаркин назвал возможность расширения (свободные земельные участки, как известно, небезграничны) и возможность снижения на город производственной нагрузки, что, в свою очередь, ведёт к улучшению экологии. Города-спутники в это время частично решают проблему с занятостью населения, развивают транспортное сообщение (так, при наличии скоростных электричек студенты из близлежащих городов могут жить не в екатеринбургских общежитиях, а у себя дома) и повышают культурный уровень, так как на их территориях строятся современные площадки, на которых можно принять не только уральских, но и столичных звёзд.
Правда, с восторгом, по признанию Татаркина, идею «Большого Екатеринбурга» приняли не все. Некоторым городам не хотелось терять автономность, хотя речь об объединении бюджетов, по словам председателя Общественной палаты Екатеринбурга, не шла. Говорилось лишь о выделении средств на решение совместных проблем, в том числе проблемы занятости: предполагалось, что города будут вносить в общий фонд часть бюджета в соответствии с долей населения, занятой на предприятиях уральской столицы.
— Против, в частности, выступило руководство Берёзовского, видимо, забыв, что 10% населения этого города работает в Екатеринбурге, — заявил Александр Татаркин.
Неким толчком к возвращению идеи «Большого Екатеринбурга» стал экономический кризис. Тогда в уральскую столицу бросились оставшиеся без работы жители других городов. Стихийно возникшая миграция повлияла, по словам Татаркина, на напряжённость в сфере занятости и на рост преступности. Однако возникшие трудности руководству Екатеринбурга приходилось и приходится расхлёбывать в одиночку.
По словам председателя Общественной палаты Екатеринбурга, в городе уже сделано довольно много для успешной реализации проекта.
— Мы достаточно продвинулись в отношении согласования решений, — отметил он. — И всё же спешить не стоит. В любом случае я, как представитель экономической науки, уверен: данные процессы всё равно будут протекать — либо с согласия всех участников, либо под давлением населения, заинтересованного в улучшении качества жизни.