Пассажиры рейсов Екатеринбург — Москва могут начать судиться с аэропортом Кольцово
ОАО «Аэропорт Кольцово» уличено в нарушении прав потребителей при продаже авиабилетов до Москвы в терминале А. По версии Уральской транспортной прокуратуры, пассажирам не разъяснялся порядок заключения договоров добровольного страхования от несчастного случая. Таким образом, с авиапассажиров денежные средства взимались не на добровольной основе, как предусмотрено федеральным законодательством, а в обязательном порядке при заключении договора перевозки.
Генеральному директору ОАО «Аэропорт Кольцово» надзорное ведомство уже внесло представление об устранении нарушений законодательства, а начальник агентства продажи пассажирских перевозок ОАО «Аэропорт Кольцово» привлечен к дисциплинарной ответственности.
Итак, по версии прокуратуры, на основании агентского договора, заключенного между ОАО «Военно-страховая компания» и ОАО «Аэропорт Кольцово», аэропорт осуществляет действия по привлечению страхователей для заключения договоров страхования пассажиров от несчастного случая, оформление договоров страхования, прием от страхователей страховых премий, вручение договоров (полисов) страхования. При этом при продаже авиабилетов гражданам не разъяснялся порядок заключения договоров добровольного страхования от несчастного случая.
Таким образом, с авиапассажиров денежные средства взимались в обязательном порядке при покупке билета.
Как отмечает вице-президент Всероссийской лиги защитников потребителей Андрей Артемьев, навязывание ОАО «Аэропорт Кольцово» услуги страхования является прямым нарушением закона о защите прав потребителей.
«Обязательным является вид страхования, прописанный в законе, все же остальное — добровольное дело потребителя. Убытки должны быть возмещены через суд», — заявил УрБК правозащитник.
По словам А. Артемьева, такие случаи в современной бизнес-практике, увы, не редкость.
«Например, при продаже иномарок продавец вынуждает покупателя устанавливать охранную сигнализацию в каком-то определенном автосервисе, где ему это обойдется дороже. Или при получении крупного кредита в банке клиент вынужден обращаться за страховкой туда, куда ему укажет банк», — пояснил Андрей Артемьев.
Президент ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория» Максим Стародубцев вообще считает, что такая практика на данный момент повсеместна.
«Практика навязывания страхования в транспортной сфере встречается достаточно часто. Проблема в том, что человек не знает, что застрахован и страховка включена в его платежи. На транспорте это постоянная практика. Что касается других сфер, то наиболее известна ситуация в медицинском страховании. Однако здесь стоит говорить не о той ситуации, когда он не знает, что застрахован, а когда человек оплачивает страховку под видом платежа за медицинские услуги», — сообщил Максим Стародубцев.
Эксперт такие схемы прямо называет мошенническими.
«Во всех случаях человек, который узнал о том, что ему навязали плату за страхование, может всегда вернуть эти деньги. Покупатель вправе потребовать информацию о включении страхования в цену и пересчет стоимости, если он не хочет платить за данную услугу. При страховании в Кольцово речь идет о незначительных суммах, и выигрывает страховая компания только за счет оборотов», — предположил Максим Стародубцев.
В ОАО «Аэропорт Кольцово» с категоричностью надзорного ведомства не согласны, но, впрочем, заявили, что определенные оргвыводы из вердикта сделаны.
«Заключение таких договоров носит сугубо добровольный характер. Правила страхования излагаются на оборотной стороне полиса, который вручается пассажиру при заключении договора страхования. Персоналу ОАО «Аэропорт Кольцово», который непосредственно взаимодействует с пассажиром при продаже авиационной перевозки, повторно разъяснено о необходимости подробного информирования пассажира об условиях и порядке заключения договора добровольного страхования от несчастного случая, о страховщике, который выступает стороной договора страхования», — добавили в «Кольцово».