«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Подпереть» тарифами или модернизировать?
Жилищно-коммунальная сфера России буквально съедает экономику, а заодно богатства наших недр. Если изношенность инженерных систем достигает 60%, а 30% основных фондов ЖКХ полностью отслужили нормативные сроки, это может означать только то, что вода, пар, а вместе с ними электроэнергия, газ, уголь — всё вылетает в трубу.
В прошлом году тарифы на услуги ЖКХ выросли в России на 19,6%, превысив показатель инфляции в 2,2 раза; в этом году «тарифный план» предполагает рост почти на 30% — однако можем ли мы сказать, что в таком же темпе повышаются качество услуг и надёжность систем? По данным Росстата, в структуре потребительских расходов семей оплата услуг доходит по стране до 29% (в Свердловской области — на уровне 23%), и львиную долю составляют расходы на услуги ЖКХ. Но за что же платим? Скажите, зачем бабушка, которая в прошлом году отдавала на оплату коммуналки четверть своей пенсии, должна в этом году отдавать уже треть? И будет ли рентабельным предприятие, которому за тепло, воду, электричество выставили уже счета на запредельные суммы?
Но за что же платим? Скажите, зачем бабушка, которая в прошлом году отдавала на оплату коммуналки четверть своей пенсии, должна в этом году отдавать уже треть? И будет ли рентабельным предприятие, которому за тепло, воду, электричество выставили уже счета на запредельные суммы? Нет, это предприятие либо разорится сразу, либо когда повысит цену на свою продукцию — и по этой цене товар никто не купит.
При этом суммарная прибыль организаций, занятых в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, выросла в прошлом году на 63%, а прибыль организаций по управлению и эксплуатации жилого фонда — на 33%. Но это не привело к существенному изменению дел в отрасли. Идёт усиленная эксплуатация старых мощностей, но не ввод новых. А самое главное, эксплуатация позиции естественного монополиста, которая позволяет навязывать потребителю самую извращённую логику. «Пока мы везли вам этот хрустальный шар, ещё один мы разбили, а два делись куда-то. Поэтому шар вам придётся купить вчетверо дороже».
В общем, постоянное повышение тарифов — тем более учитывая исключительную непрозрачность методики их образования — не только не панацея, но без осмысленной государственной программы модернизации отрасли мероприятие даже губительное. Слава богу, это наконец-то поняли на самом верху. Ожидается, что в апреле Правительство РФ примет в апреле комплексную программу модернизации и реформирования ЖКХ на 2010—2020 годы. Об этом сообщил на прошлой неделе на совещании в Екатеринбурге министр регионального развития РФ Виктор БАСАРГИН. По его словам, концепция программы подписана в феврале и уже была представлена в ряде субъектов РФ — форум в столице Урала в рамках Уральского федерального округа фактически подвёл итоги всероссийского обсуждения.
Екатеринбург был выбран местом встречи явно не случайно. В выступлениях, в том числе полпреда Президента Николая ВИННИЧЕНКО, звучало, что город признан одним из самых энергоэффективных. Эффективен муниципалитет и в плане реконструкции сферы ЖКХ — это результат утверждённой главой Екатеринбурга Аркадием ЧЕРНЕЦКИМ стратегии на инфраструктурные изменения. В целом же Свердловская область, по утверждению губернатора Александра МИШАРИНА, готова стать «площадкой для реализации федерального пилотного проекта».
То, что проблему следует решать комплексно на уровне региона, а не только города, доказывают приведённые губернатором на совещании расчёты германских специалистов, плотно работающих с нами в рамках проекта «Екатеринбург — энергоэффективный город». Если вкратце, смысл таков: если намеченную модернизацию провести в рамках только муниципалитета, экономия может быть достигнута на уровне 40%; если же обновить систему по полному кругу (понятно, что системы тепло- и водоснабжения, подача энергоресурсов имеют единые по области каналы доставки), затраты на ЖКХ снизятся на 70%.
Похоже, идея свердловчан Москве приглянулась. Во всяком случае, министр регионального развития дал понять, что сейчас дело — за определением муниципальных образований, «которые могут взять на себя испытание программы и стать основой для дальнейшего её тиражирования». Думается, участие Екатеринбурга в федеральной программе подразумевается чуть не само собой. Уральская столица имеет большой опыт в софинансировании инновационных проектов, организации государственно-частного партнёрства — а одним из главных принципов программы реформирования ЖКХ, общая стоимость которой беспрецедентна — 4 трлн. рублей, является возвратность и платность финансовых ресурсов.
Добавлю, что Фонд содействия реформирования ЖКХ в рамках федеральной целевой программы предлагает «заморозить» на 3 года уровень тарифов на газ, тепло и воду — начиная с 2011 года. Если предложение фонда примут, это действительно будет означать качественный переход от тарифных «подпорок» ЖКХ к реальному плану его коренной модернизации.