В Свердловской области собирают подписи под жалобой Президенту РФ Дмитрию Медведеву на действия ЗАО «Банк «Русский стандарт»
В Нижнем Тагиле начат сбор подписей под обращением в Генеральную прокуратуру РФ, а также в администрацию Президента России Дмитрия Медведева с просьбой разобраться в деятельности ЗАО «Банк «Русский стандарт». Инициатором обращения выступило нижнетагильское отделение общественного движения «Молодые юристы России».
По словам руководителя местного отделения Евгения Рякина, в общественную организацию поступило и продолжает поступать много жалоб на методы взыскания банком «Русский стандарт» кредитной задолженности. Кроме того, уже в ходе изучения проблемы юристы обнаружили неоднократные нарушения кредитной организацией законодательства, а также Гражданского кодекса РФ при оформлении банком кредитных договоров.
«В августе прошлого года наше отделение начало оказывать в безвозмездном порядке помощь гражданам в сфере кредитных отношений. За это время нам поступило много жалоб на банк «Русский стандарт», в первую очередь, на методы выбивания долгов. Среди прочих — постоянные телефонные звонки, даже ночью; письма с угрозами; визиты коллекторов и т.д. Часто это находится за гранью закона. В частности, в письмах банк указывает статьи Уголовного кодекса, якобы свидетельствующие о том, что если человек не отдаст, то его посадят. Это явная ложь. Потому что нарушение договоров относится к гражданско-правовым отношениям и влечет за собой гражданско-правовую ответственность, но никак не уголовную», — рассказал УрБК Е. Рякин.
«Мы начали разбираться с этим делом и поняли, что не все так просто. Договоры по кредитным картам «Русского стандарта» нарушают закон. Например, если человек берет какую-то технику в кредит, ему прямо в этом кредитном договоре прописывают еще один договор — на карту, отказаться от которой нельзя. Это может быть квалифицировано как нарушение ФЗ «О защите прав потребителей», когда приобретение одной услуги обусловлено приобретением другой. Кроме того, согласно Гражданскому кодексу, в заявлении на выпуск карты должны быть указаны, как минимум, размер кредита и проценты по нему. В случае с банком «Русский стандарт» не написано абсолютно ничего. Нарушений в договоре банка на самом деле масса», — продолжил глава нижнетагильского отделения общественного движения.
«Гражданский кодекс гласит следующее: если договор нарушает хотя бы одну норму права, то этот договор может считаться ничтожным. А в договорах «Русского стандарта» мы находим 4—5 нарушений закона», — добавил Е. Рякин.
По его словам, сбор подписей под обращениями продолжится до 10 февраля, после чего документ будет направлен в высшие инстанции.
Стоит отметить, что тема методов взыскания задолженностей по кредитным договорам стала для банков актуальной как никогда. Одним из последних эпизодов, получивших широкую известность, стал прецедент взыскания ОАО «Альфа-Банк» восьмирублевой задолженности по кредиту со своего постоянного клиента.
Напомним, скандальная история, в центре которой оказалось ОАО «Альфа-Банк», стала известна общественности благодаря блогеру под ником logra (Ирина Василевицкая). Женщина опубликовала в очередном посте свое письмо в банк, в котором она рассказала о недопустимо грубом обращении с ней сотрудников отдела по взысканию кредитов.
И. Василевицкая обслуживалась в банке более трех лет, но была переведена из категории клиентов в категорию должников по причине образовавшейся просрочки по кредиту, составившей всего 8 рублей. В связи с этим Ирине пришлось столкнуться с некорректным поведением сотрудников банка, регулярно звонивших ей по утрам, а также хамством с их стороны.
Подобные звонки повторялись неоднократно. Один из такого рода разговоров И. Василевицкая зафиксировала, разместив аудиозапись в блоге.
В условиях ожидаемого Банком России роста просроченной задолженности до 12—13% к середине года банки, вероятно, будут использовать всевозможные меры по борьбе с этим явлением. Остается надеяться, что большинство из них все-таки будет следовать букве закона.
Независимые эксперты предлагают пострадавшим свои варианты действий в конфликтной ситуации.
«Исполнительное производство содержит два варианта действий. Первый — добровольное погашение задолженности должником. В таких случаях кредитные учреждения прибегают к использованию словесных аргументов, чтобы заставить людей погасить долг. Однако профессиональные дебиторы просто не реагируют на подобные приемы. Второй вариант — подача исполнительного листа в службу судебных приставов. Приставы же действуют в рамках закона и могут арестовать и реализовать арестованное имущество и запретить должнику выезд за границу. Таким образом, очевидно, что набор исполнительских действий достаточно мал. В итоге, как показывает практика, сегодня существует очень мало законных способов по взысканию имущества с должника», — отмечает адвокат Иван Кадочников.
«Всем этим гражданам необходимо обратиться не к общественникам, а в суд с иском о компенсации морального вреда. Массовое обращение людей в судебный орган — самый действенный способ, поскольку именно использование судебного механизма позволит разрешить эту ситуацию. В итоге представители данного кредитного учреждения просто замучаются ходить в суд. Ведь очевидно нарушение со стороны банка. Стоит отметить, что решение суда подлежит исполнению в обязательном порядке», — заявил УрБК вице-президент Всероссийской лиги защитников потребителей Андрей Артемьев.