01.02.2010

В России вступил в силу закон о торговле

В России вступил в силу закон о торговле, подписанный Президентом РФ в конце 2009 года. Отметим, документ готовился более пяти лет.


Отныне торговым продовольственным сетям с 25%-ной долей рынка продовольственных товаров запрещено открывать новые магазины в регионе, а также в границах муниципального района и городского округа. Кроме того, устанавливаются предельные сроки оплаты поставленных продовольственных товаров в зависимости от сроков их хранения.


Также закон обязывает ритейлеров раскрывать информацию об основных условиях отбора поставщиков продовольственных товаров в Интернете. Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу закона, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней.


Закон содержит статью, наделяющую правительство правом устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости на срок не более 90 дней, если в течение 30 календарных дней рост розничных цен на них составит 30% и более.


Также закон запрещает органам местной власти устанавливать на товарном рынке внутренние, отличающиеся от федеральных, правила торговли.


Ожидания экспертного сообщества от новых правил игры несколько разнятся.


Как отметил заместитель Главы Екатеринбурга Виктор Контеев, регулировать сферу, в которой работают 11 млн. человек, а ее доля в ВВП превышает 22%, необходимо.


«В Англии этот закон формировался 260 лет, в Германии — более 100 лет, нас тоже ждет долгий процесс. При существующих четырехстах нормативных актах, которые прямым или косвенным образом регулируют торговую деятельность внутри России, за постсоветский период еще не было закона, который бы вобрал в себя основные аспекты развития этой отрасли», — заявил Виктор Контеев.


Такого же мнения придерживается и управляющий партнер «Адвокатского бюро 35» Леонид Тарабанчик.


«Это первый опыт регулирования торговой деятельности на уровне федерального закона, а не постановлений правительства. В отличие от закона о защите прав потребителей, он ориентирован на участников рынка — производителей, поставщиков и торговцев. Но в итоге все равно должен выиграть потребитель», — сообщил управляющий партнер «Адвокатского бюро 35» Леонид Тарабанчик.


ФАС России уверена, что новый закон усовершенствует антимонопольное законодательство.
«Закон о торговле направлен на создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, не обусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле, поддержку малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров. Закон о торговле содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли», — отмечают в антимонопольном органе.


«Принятие и реализация закона о торговле создадут возможности для обеспечения конкурентных условий для участников рынка, снижения цен и повышения качества обслуживания в сфере розничной продажи и производства продовольственных товаров», — отмечают в ФАС России.


«Основной плюс — впервые прописан понятийный аппарат. У нас никогда не было понимания, что такое «торговый центр». Коллеги из Уфы считали, что торговый центр должен занимать не менее 2 тыс. квадратных метров. Мы полагали, что не менее 5 тыс. Раньше мы считали, что сетевая структура — это пять и более предприятий, а закон трактует, что сеть начинается с двух предприятий. В законе четко определены права и обязанности каждого уровня власти: чем должны заниматься федералы, регионы и муниципалитеты. Главная задача власти не только система какого-то контроля, это определение развития стратегии отрасли на ближайшую перспективу. Начали выстраиваться в рамках этого закона отношения между производителями и ритейлом. Всегда это был очень спорный фактор. Ушел злополучный бонус, пересмотрены сроки оплаты за поставленную продукцию и введены несколько новых пунктов, которые не позволяют ритейлу пользоваться своими монопольными правами на рынке», — добавил В. Контеев.


«Закон предоставил дополнительные права предпринимателям. Введен заявительный порядок открытия предприятий. Узаконено самостоятельное формирование ассортимента», — отметил В. Контеев.


«Документ родился в результате длительной острой закулисной и открытой борьбы поставщиков продовольствия и крупного сетевого ритейла за прилавок. В итоге получился компромисс между торговцами и поставщиками (переработчиками сельхозсырья и, в меньшей степени, производителями). Однако закон вызвал волну негативных эмоций у бизнесменов. Особенно из-за ограничения развития торговой сети свыше чем на 25% в рамках одного субъекта Федерации, жесткой регламентации сроков расчетов с поставщиками, возвращения госрегулирования цен», — добавил Л. Тарабанчик.


Практики, напротив, какой-то особой необходимости в принятии закона не усматривают.


«Честно говоря, я не понимаю, для чего нужен принятый закон о торговле. Все компании, осуществляющие на сегодняшний день свою деятельность на данном рынке, и так пытаются установить минимальную наценку на товары. Причина этому — очень высокая конкуренция. Слухи о том, что ритейлеры много зарабатывают, — это миф. Если бы не взвинчивали цены компании, которые занимаются нефтетрейдерством и продают электричество, то и цены ритейлеров были бы значительно меньше. Ведь очередное повышение цен на тарифы за электричество и ЖКХ в конечном итоге скажется на потребителе, а данный закон никоим образом на цены не влияет», — заявил вице-президент торговой сети «Супермаркет «Кировский» Лев Ковпак.


В целом, по мнению экспертов, делать скоропалительные выводы пока рано.


«Документ нельзя считать всеобъемлющим — так, про сроки оплаты непродовольственных товаров в нем ничего не говорится, что не защищает интересы их поставщиков. Также умалчивается о покупателях. Чем рискуют ритейлеры в случае нарушения торгового закона, еще не определено — требуется внести меры ответственности в Кодекс об административных правонарушениях. На приведение договоров в соответствие с нормами закона предприятиям торговли и их поставщикам дано время до 1 августа 2010 года», — заключил Л. Тарабанчик.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
01.02.2010 Управляющий партнер «Адвокатского бюро 35» Леонид Тарабанчик: Вводимые законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ограничения в отношении монополистов разумны

УрБК, Екатеринбург, 01.02.2010. «Торговый закон уже давно был нужен — подобные акты есть во всех цивилизованных странах ...

01.02.2010 Заместитель Главы Екатеринбурга Виктор Контеев: Закон о торговле предоставил дополнительные права предпринимателям

УрБК, Екатеринбург, 01.02.2010. «Регулировать сферу, в которой работают 11 млн. человек, а ее доля в ВВП превышает 22%, ...

01.02.2010 Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» вступил в силу

УрБК, Москва, 01.02.2010. С сегодняшнего дня вступил в силу закон о торговле, подписанный Президентом РФ в конце 2009 ...

26.01.2010 ФАС России: Закон о торговле будет способствовать развитию конкуренции на рынке

УрБК, Москва, 26.01.2010. ФАС России разработала предложения по внесению изменений в Кодекс об административных ...

18.12.2009 Вице-президент торговой сети «Супермаркет «Кировский» Лев Ковпак: Введение запрета торговым сетям с 25%-й долей рынка продовольственных товаров открывать новые магазины может осложнить развитие в небольших городах

УрБК, Екатеринбург, 18.12.2009. «Честно говоря, я не понимаю, для чего нужен принятый закон о торговле. Все компании, ...