«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Встреча с милиционером — страховой случай»
Минтранс выступил с инициативой: родственники погибших пассажиров — неважно, каким видом транспорта те, пусть земля им будет пухом, воспользовались, — могут получить до 2 млн. 25 тыс. рублей. Предполагается, что при продаже билетов перевозчики обязательно застрахуют граждан по единому прайс-листу. Такой законопроект готовится к внесению в Госдуму.
Действительно, сейчас материальная ответственность за жизнь россиянина довольно размыта, хотя опасности его подстерегают далеко не только на транспорте.
Жизнь, оборвавшаяся при происшествии на железной дороге, оценивается всего в 12 тыс. руб. — даже на погребение не хватит. В случае уличного или дорожного происшествия по полису обязательного страхования ответственности виновника выплатят 166 тыс. руб. — но это если виновник не скрылся и его вина признана. Гораздо «щедрее» авиакомпании — там жизнь пассажира оценивается аж в 2 млн. руб.
В остальных случаях власть и бизнес реагируют на чрезвычайные ситуации тоже всякий раз по-разному. В одних случаях речь идёт о 100 тыс. руб., в других — о 500 тыс. компенсации. Иной раз скорбный «прейскурант» вырастает и до 1 млн. В зависимости от глубины потрясения в верхах, общественного резонанса трагедии, бюджетной обеспеченности региона или ведомства.
Трагедии последнего времени — авария на Саяно-Шушенской ГЭС (75 погибших), подрыв «Невского экспресса» (27 погибших), пожар в пермской «Хромой лошади» (на вчерашний день — 149 погибших) — ещё раз показали, что жизнь человеческую у нас ни во что не ставят. В том числе в самом прямом — финансовом смысле этого слова. От выплат увиливают, просто отгородившись от родственников погибших или глухим забором охраны и молчания, или витиеватой демагогией. Мол, страдания осиротевших близких не могут иметь денежного выражения; страдающий человек не думает о деньгах, т. е. те, кто требует компенсаций, не скорбят, а просто пытаются заработать на своём горе, стыд им и позор.
Но, извините, взрослый человек — он ведь чаще всего чей-то кормилец и опора: своим детям, больным или престарелым родственникам… На Западе давно научились ценить жизнь именно в таких категориях: сумма компенсации рассчитывается по системе, учитывающей зарплату потерпевшего, уровень образования и карьерные перспективы; и елико возможно государство восполняет потери (плюсом к страховке личной). Скажем, родственники погибших при теракте 9/11 в Нью-Йорке получали от 1,5 до 3 млн. долларов. Сегодня жизнь американца уже стоит от 4 до 9 млн. В Европе в случае теракта можно рассчитывать на сумму от 500 тыс. до 2 млн. долларов.
Понятно, и кто почему платит. Государство платит не только потому, что оно обязано помогать своим гражданам в трудную минуту. Практически любая катастрофа и теракт — это результат недосмотра или недоработки государственных органов. И тем более очевидна ответственность хозяйствующих структур. В общем, у каждого инцидента, за исключением каких-то уж совсем бурных природных катаклизмов, всегда есть виновные «с паспортом и пропиской». И никакие отговорки типа «мы не настолько богаты» тут не пройдут. Не хотите выплачивать огромные компенсации — вкладывайтесь в аккуратную работу, в контроль над безопасностью…
Очевидно, что пример «безответственному, разболтанному и корыстному» бизнесу должно в этом плане показать мудрое и доброе государство. Увы… Ладно, можно долго дискутировать, насколько в силах госорганы были предотвратить смерти в «Хромой лошади» или в Беслане. Но случается и такое, что государство в лице конкретных лиц и организаций причиняет гражданам конкретный ущерб. И бывает это довольно часто.
Своих коллег по этой части опережают, безусловно, сотрудники милиции. Они расстреливают сограждан в супермаркетах. Они избивают их в камерах заключения (Чкаловский район), на допросах (недавний случай в Кировском районе) или в зале ожидания железнодорожного вокзала. Чаще, конечно, они не столь жестоки и причиняют лишь моральный вред. Например, обвиняя человека через телевидение во всех смертных грехах ещё до начала суда (а то ещё и до следствия…)
На бумаге судебный механизм истребования компенсаций есть. По факту — работает он с огромным сопротивлением. Что показал конкретный опыт шеф-редактора «Вечёрки» Альфинур САБИРОВОЙ, пострадавшей от противоправных действий городского УВД. Суды принимать к рассмотрению такие иски не хотят наотрез. Рассмотрение дела длится годами. Ущерб в денежном выражении насчитывают копеечный.
Самое неприятное — заплатили в итоге не конкретные следователи. И даже не городское УВД как таковое. Заплатил федеральный бюджет «в общем». То есть виновные как работали, так и работают. А может, даже повышены… или заказчик расплатился…
Да и Минтранс-то проявляет о пассажирах весьма странную заботу — ведь компенсации станут выплачиваться из страховых взносов, которые в принудительном порядке будут делать сами пассажиры! Учитывая, что аварии на транспорте не так уж часты (тьфу-тьфу-тьфу, конечно), «придворные» страховые компании просто озолотятся!
Но граждане уже готовы. Пусть хоть так, пусть за наши деньги. Застрахуйте нас от авиакатастрофы. От теракта. От пожара в ночном клубе. И от милицейских побоев — конечно, тоже.