Туры последней надежды
Новогодние туры — последняя надежда российских турфирм закончить год с прибылью. Падение интереса россиян к заграничным поездкам заставляет продавцов путевок поднимать цены. Но эта стратегия может только увеличить их убытки.
2009 год оказался очень трудным для отечественного турбизнеса. В целом число россиян, отдохнувших за рубежом, снизилось на 25%. Такие данные приводит пресс-служба Российского союза туриндустрии.
Впрочем, сами туроператоры говорят, что реальные объемы бизнеса упали на 30—40%.
Причин расхождения несколько. Во-первых, растет число россиян, выезжающих за границу без помощи турфирм. Развитие современных систем коммуникаций дает им возможность самостоятельно забронировать отель в любой точке мира.
Во-вторых, снизилась и средняя стоимость тура. Из-за кризиса россияне перешли на более дешевые отели, снизили свои запросы по питанию и требования к авиакомпаниям.
При этом в первую очередь пострадали самые массовые направления — Турция, Египет и Таиланд. Причины понятны: эти страны облюбовал российский средний класс, по которому кризис ударил в наибольшей степени.
В случае с Турцией, Хорватией и Испанией сказалась и политика большинства местных отельных сетей, долго не снижавших стоимость отдыха (прежде всего — проживания в отелях) в связи с кризисом.
Меньше пострадали элитные направления, европейские и экзотические острова. Увеличился поток туристов только в Израиль. В этом году его посетило на 60% больше россиян, чем в прошлом. Сами туроператоры связывают это с прекращением вооруженного конфликта с Ливаном и отменой визового режима с Россией.
Следствием кризиса стало падение доходности бизнеса. Маржа агентств в среднем снизилась наполовину, достигнув 2—3% от суммы тура. Ужесточение конкуренции привело к уменьшению числа турфирм. В первую очередь исчезли небольшие компании, занимавшиеся перепродажей туров. В кризис туристы оказались не готовы переплачивать за их услуги. Все больше путевок стало приобретаться непосредственно у туроператоров. Так как многие из этих компаний и раньше находились на грани окупаемости, потеря даже нескольких клиентов оказалась для них фатальной.
Меньше стало и число компаний «среднего звена». Так, с екатеринбургского рынка исчезло сразу несколько заметных игроков, таких как «Пальма-турс», «Интурлайн».
Зато резко выросла доля крупнейших федеральных игроков. Они упрочили свое положение за счет широкой филиальной сети и географической диверсификации бизнеса.
В такой ситуации многие турфирмы рассматривают новогодние туры как единственный шанс поправить свое материальное положение.
«Новогодние туры дороже прочих на 5—10%. Но они все равно ниже тех, что были до кризиса», — говорит президент Информационно-туристического центра Свердловской области Вадим Винер.
«Новогодние туры на популярные направления в жаркие страны по стоимости выше обычных в среднем на 20%», — сообщает гендиректор компании «Зима-лето» Ольга Гуляр.
Но беспристрастный анализ прайс-листов показывает — новогодние туры в среднем на 50% дороже обычных. И этот феномен сложно объяснить «жадностью» владельцев отелей: стоимость размещения увеличивается на Новый год не более чем на 10%, еще 5—10% может добавить стоимость праздничной программы и новогоднего стола. Вся остальная наценка, по мнению экспертов, — чистая самодеятельность российских туроператоров.
Впрочем, в этом году известный фокус со сверхдорогим Новым годом за рубежом может не сработать. Причина этого — резкое падение числа туристов. Его отмечают практически все туроператоры.
«В прошлые годы новогодние туры полностью раскупались уже в сентябре-октябре. Сейчас этого нет», — отмечает директор ООО «Инна-Тур» Инна Аверьянова.
Ее поддерживает Вадим Винер. «Сейчас новогодние туры бронируют за месяц. Это максимальный срок. Еще пару лет назад желающим отдохнуть в Новый год надо было бронировать себе места за 3—4 месяца», — отмечает он.
Иными словами, турфирмы подошли к началу декабря с практически нераспроданными новогодними предложениями. И это при том, что зимние чартеры ими уже заказаны и, часто, оплачены. Для многих компаний это будет означать финансовую катастрофу.
Как отмечают специалисты, поток туристов заметно снизился. Падение составляет не менее 15% к прошлому году. Отметим, что и 2008 год был для турфирм крайне неудачным. По данным комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга, тогда рынок просел на 15—20%. Таким образом, по сравнению с самым успешным, 2007 годом нынешние показатели оказались ниже на 30—40%.
Причины понятны. И как раз одна из них — завышенные цены. Впрочем, у туроператоров еще есть шанс хоть немного исправить ситуацию. От полупустых чартеров и отмененных рейсов могут спасти только массированные скидки.