Директор департамента розничного кредитования ОАО «БИНБАНК» Олег Соколов: Небольшой порог для возможности проведения банкротства клиентом, не способным выплачивать кредит, может привести к тому, что арбитражные суды будут завалены этими делами
УрБК, Москва, 26.11.2009. «Доработанный закон о реструктуризации долгов физических лиц никак не отразится на доступности потребительского кредитования, напротив, он будет способствовать повышению финансовой культуры во взаимоотношениях кредитора и потребителя кредита», — заявил УрБК директор департамента розничного кредитования ОАО «БИНБАНК» Олег Соколов.
Напомним, Минэкономразвития РФ внесло в Правительство РФ доработанную версию законопроекта о реструктуризации долгов физических лиц. Согласно законопроекту, человек, не способный за полгода погасить долги в общей сумме до 50 тыс. рублей, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом и с просьбой о рассрочке.
«Принятие этого закона в целом является положительным шагом в формализации и упорядочении процедур сопровождения кредитов и фактически четко определяет правила игры в случае возникновения каких-либо проблем у клиента после того, как кредит уже выдан. Естественно, предполагается, что эти правила в большей степени станут благом для хороших, добросовестных клиентов, готовых на контакт с кредиторами и желающих решать проблемы с долгом не путем сокрытия от банка, а путем честного диалога. Ну а банк в любом случае не заинтересован в усугублении проблем клиента и будет использовать каждую возможность их разрешить», — отметил О. Соколов.
Однако физическому лицу, претендующему на статус банкрота, придется, по всей видимости, немало потрудиться, чтобы получить отсрочку платежа.
«Должник, представляющий план реструктуризации долгов, представляет в суд доказательства наличия у него постоянного дохода, отсутствия неснятой или непогашенной судимости по уголовному делу и непривлечения его в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, а также умышленное уничтожение или повреждение имущества, преднамеренное или фиктивное банкротство, отсутствия фактов признания его банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов. План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке, сроках и размере выплат, направляемых на удовлетворение требований кредиторов, и согласовывается должником с большинством кредиторов», — рассказал УрБК эксперт кредитной организации.
Он отметил ряд возможных недостатков данной инициативы в контексте российской действительности, которые могут привести к росту рисков кредитных организаций.
«Слишком небольшой порог (50 тыс. рублей) для возможности проведения банкротства клиентом может привести к тому, что арбитражные суды будут завалены этими делами и в конечном итоге расходы на банкротство превысят размер долга. Кроме того, нельзя полностью исключать случаи возникновения каких-либо особых отношений между конкурсным управляющим и клиентом (которые могут повлиять на интересы кредитора). Также возможны какие-то непредвиденные «дыры» в законодательстве, которые могут возникнуть», — продолжил О. Соколов.
В результате условия кредитования кардинально не изменятся, считает эксперт. Однако он не исключает учет перечисленных рисков при формировании кредитной политики банков.
О. Соколов не исключает также увеличения количества преднамеренных банкротств.
«Лазейки можно найти во многих российских законодательных документах. Этот законопроект не станет исключением, более того, благодаря введению этой процедуры, очевидно, появится целое направление мошенников и аффилированных с ними лиц, которые будут стремиться избегать требований кредиторов путем использования процедур банкротства. Но это неизбежный процесс любого нового проекта», — добавил он.