06.11.2009

Челябинская область: ближайшее будущее в цифрах

В Челябинской области определены параметры социально-экономического развития на ближайшие годы. По мнению региональных властей, уже сейчас необходимо задуматься о том, как Южный Урал будет развиваться после кризиса и каким он из него выйдет. Другая задача — рационально распределить бюджетные средства в условиях резкого сокращения финансовых поступлений и при этом не допустить возникновения очагов напряжения.


Прогноз социально-экономического развития


Прогноз на 2010 год разработан в двух вариантах — умеренном и благоприятном. Умеренный предусматривает стабилизацию и переход к оживлению экономики, благоприятный — ее рост.


«Основной показатель, отражающий общеэкономическое развитие области, — это валовой региональный продукт. В текущем году он оценивается в 575 млрд. руб. со снижением почти на 15%, что прежде всего связано со значительным падением промышленного производства. Восстановление положительной динамики экономического роста, возможно, начнется с будущего года, что во многом обусловлено принятыми антикризисными мерами. В прогнозируемом году ВРП при умеренном варианте развития событий увеличится до 1,6% и до 10,3% при благоприятном варианте и достигнет 650 млрд. руб.», — сообщила министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина.


Объем промышленности в текущем году, по оценкам специалистов, превысит 540 млрд. руб. со снижением почти на 20%. В 2010 году прирост промышленности прогнозируется от 1,5% до 13%, а ее объем — 667 млрд. руб.


Валовая продукция сельского хозяйства в 2009 году оценивается в 62 млрд. руб., или 94,5% к прошлому году. В 2010 году, согласно прогнозу минсельхоза, прирост продукции сельского хозяйства составит от 15% до 18,6%, а ее объем достигнет 77 млрд. руб.


По словам Е. Мурзиной, в соответствии с областной программой развития малого бизнеса в 2010 году будет создано 4100 новых субъектов малого предпринимательства, а его доля в общей численности занятого населения в экономике достигнет 36,6%, в ВРП — 26,7%, в налогах — 16%.


«Сложившаяся макроэкономическая ситуация неблагоприятно повлияла на внешнеторговый оборот области, который в текущем году оценивается в $6,6 млрд., что на 43% ниже прошлого года. В 2010 году прогнозируется небольшой прирост — от 1,5% до 3,2% (до $6,7 млрд.). Почти две трети торгового оборота по традиции будет приходиться на экспорт. Товарная структура экспорта не претерпит существенных изменений, в товарной структуре импорта увеличится доля машиностроительной продукции на 5%», — сообщила министр.


В своем прогнозе Е. Мурзина отметила, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, область не получила ни одного категорического отказа от реализации проектов со стороны инвесторов. Но некоторые предприятия при этом были вынуждены приостановить ряд проектов, перенести сроки их окончания, что повлечет снижение инвестиций в сопоставимых ценах на 27%. Предполагается, что в 2010 году инвестиции составят около 130 млрд. руб. Крупнейшими инвестиционными проектами на следующий год станут программы ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (свыше 32 млрд. руб.), ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» (свыше 4 млрд. руб.), ПО «Маяк» (около 3,7 млрд. руб.), ОАО «Ашинский металлургический завод» (около 2,7 млрд. руб.) и ЗАО «Уралбройлер» (1,5 млрд. руб.).


По оценкам министерства строительства, ввод жилья в 2010 году увеличится на 6,7—10% (1 млн. 600 тыс. кв. м).


«Одним из последствий экономического кризиса стало снижение динамики отдельных показателей уровня жизни населения. И хотя прирост среднедушевых доходов населения в текущем и следующем году составит в среднем по 6%, реальные доходы снизятся на 2,4% с учетом инфляции. Размер среднемесячной заработной платы сохранится практически на прежнем уровне. При этом среднедушевые денежные доходы населения и ежемесячная заработная плата превысят величину прожиточного минимума более чем в три раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличится до 11,9%. В следующем году она сократится, но не достигнет докризисного уровня и составит 1,5%.


В результате реализации демографических программ по стимулированию рождаемости, национального проекта «Здоровье» замедлятся темпы естественной убыли населения. Рождаемость увеличится с 12,8% (в 2008 году) до 13,3% (в 2010 году). Смертность снизится с 15% до 14,7%», — прогнозируют в областном минэкономразвития.


Таким образом, резюмировала Е. Мурзина, в 2010 году ВРП составит 637 млрд. руб. при умеренном варианте и 691 млрд. руб. при благоприятном развитии событий. Объем промышленного производства в следующем году составит 577—667 млрд. руб., сельского хозяйства — 76—78 млрд. руб., инвестиций — 119—131,5 млрд. руб., уровень среднемесячной заработной платы — от 15 до 16 тыс. руб.


Бюджет


В областном бюджете на 2010 год, разработанном на основе умеренного прогноза, по-прежнему основное место занимают социальные расходы, которые составят 75% от общего объема. По выражению председателя Законодательного собрания Владимира Мякуша, «если раньше мы говорили о социально направленном бюджете, то сегодня можно сказать, что бюджет области социально ответственный». С другой стороны, от влияния кризисного негатива никуда не уйти — так, бюджетникам не стоит ожидать в следующем году повышения заработной платы.


Доходы областного бюджета в 2010 году запланированы в сумме 61 млрд. 110,6 млн. рублей в целом со снижением к плану 2009 года на 13%. При этом по собственным поступлениям запланирован 6%-й рост, а снижение обусловлено сокращением финансовой поддержки из федерального бюджета. Расходы бюджета запланированы в сумме 67 млрд. 709,5 млн. руб., или на 14,3% меньше плановых расходов текущего года. Дефицит составит 6 млрд. 598,9 млн. руб.


При формировании доходной базы бюджета министерство финансов руководствовалось основными экономическими факторами, определяющими объем доходов, которыми являются прогнозируемый прирост валового регионального продукта — на 1,6%, прибыли прибыльных предприятий — на 4,9%, оплаты труда наемных работников — на 1,6%, среднегодовой стоимости имущества — на 3,3%. На 80% доходы областного бюджета в 2010 году будут сформированы за счет собственных — налоговых и неналоговых — доходов в сумме 48 млрд. 738,2 млн. руб. Основными доходными источниками являются: налог на доходы физических лиц — 34,9%, налог на прибыль организаций — 27%, налог на имущество организаций — 17,4%, акцизы — 15,3%.


Изменения законодательства на федеральном уровне в основном за счет увеличения ставок акцизов позволят увеличить доходы областного бюджета на общую сумму 2 млрд. 736 млн. руб. Изменения законодательства, планируемые на региональном уровне, позволят увеличить доходы областного бюджета на 1 млрд. 619 млн. руб. за счет отмены льгот бюджетным учреждениям по транспортному налогу и налогу на имущество и повышения ставок транспортного налога.


Как отмечалось выше, несмотря на сохранение напряженной ситуации с наполняемостью казны, бюджетная политика в сфере расходов ориентирована на финансовое обеспечение социальных обязательств в полном объеме. Средства на оказание социальной поддержки населению, предоставление льгот и выплат предусмотрены в полном объеме с учетом изменения численности получателей указанных мер, а также роста цен и тарифов. Более 75% бюджета с учетом межбюджетных трансфертов составят расходы: по социальной политике — с приростом 37% по сравнению с 2009 годом, по образованию — с приростом 2%. Расходы в сфере культуры — с приростом на 15%.


Средства на поддержку отраслей экономики составят 8 млрд. 395,8 млн. руб., в том числе финансирование дорожного хозяйства предусмотрено в сумме 2 млрд. 800 млн. руб. с приростом к ожидаемому исполнению за 2009 год на 37,7%, сельского хозяйства — в сумме 749 млн. рублей. Финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства составит 581,7 млн. руб.


В среднем на 15% сокращены расходы на текущее содержание органов власти области и проведение мероприятий, не имеющих социальной направленности.


В 2009 году доля областного бюджета в составе консолидированного бюджета области сократилась в результате более существенного, чем в муниципальных образованиях, снижения доходов. Вместе с тем общий объем трансфертов местным бюджетам в 2010 году предусматривается в сумме 33 млрд. 504,7 млн. руб. Средства, передаваемые на реализацию государственных полномочий, составят 19 млрд. 686,2 млн. руб. Финансовая помощь на решение вопросов местного значения запланирована в сумме 13 млрд. 818,5 млн. руб.


Комментируя бюджет на будущий год, губернатор Челябинской области Петр Сумин подчеркнул, что, несмотря на сокращение расходов, все социальные обязательства будут выполнены в полном объеме.


«Сегодня говорят, что кризис закончился, но у нас он продолжается. И, безусловно, доходная часть бюджета пока складывается очень тяжело. Поэтому мы пошли на то, чтобы довольно серьезно сократить финансирование ряда наших мероприятий. Но социальные обязательства мы постараемся выполнить на уровне текущего года», — заверил П. Сумин.


Среднесрочный финансовый план на 2010—2012 годы


Показатели трехлетнего плана носят прогнозный характер и включают в себя основные параметры областного и консолидированного бюджетов, распределение расходов по бюджетной классификации, распределение между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты, объем государственного долга, параметры бюджета областного фонда обязательного медицинского страхования.


Прогнозируется, что в 2010 году доходы консолидированного бюджета составят 81 млрд. 488,5 млн. руб. и снизятся на 10,6% к 2009 году. В 2011 году они запланированы с приростом на 7,3%, в 2012 году — на 5,8% к предыдущему году.


Доходы областного бюджета в 2010 году предусмотрены в сумме 61 млрд. 110,6 млн. рублей со снижением к текущему году на 13%. В 2011 году ожидается, что доходы вырастут на 8,3%, в 2012 году — на 5,9% к объему предшествующего года.


В ближайшие два года прогнозируется превышение расходов над доходами бюджета области на 6 млрд. 598,9 млн. руб. в 2010 году и на 2 млрд. 466,7 млн. руб. — в 2011 году. Профицит в объеме 2 млрд. 129 млн. руб. возможен, по планам, только в 2012 году. Эти средства предполагается направить на погашение кредита из федерального бюджета, полученного областью в 2009 году.


Посткризисные меры


Всего в плане посткризисных мер правительства Челябинской области обозначены 15 направлений и 137 мероприятий. Как подчеркнул губернатор Петр Сумин, в соответствии с этим документом разработаны конкретные поручения министерствам и управлениям.


Для повышения конкурентоспособности разработаны 10 направлений. В первую очередь важно добиться лидерства в реализации крупных инвестпроектов с приоритетом импортозамещения. Большинство производственных объектов, введенных в области в текущем году, выпускают импортозамещающую продукцию. Эту тенденцию правительство области намерено поддержать и продолжить, для чего будет оказано содействие в реализации проектов: ММК и ЧТПЗ — по выпуску труб большого диаметра, ЧМК — по выпуску длинномерных рельсов, Ашинскому метзаводу — по реконструкции производства, комбинату «Магнезит» — по производству плотноспеченных клинкеров, в использовании высвобождающихся площадей на автозаводе «Урал» для организации производства комплектующих деталей, на ММЗ — современных теплоузлов и теплообменников, в возобновлении переработки на «Уфалейникеле» кобальтового концентрата для нужд «Норильского никеля», вводу машиностроительного комплекса в госпрограммы и инвестпроекты в нефтегазовом комплексе. Кроме того, поставлена задача перед министерствами реального сектора обеспечить диверсификацию экономики области для повышения ее устойчивости и экономической безопасности. «Прежде всего, такие меры требуются в моногородах. И уже начата работа по задействованию механизма софинансирования инвестпроектов ведущих предприятий моногородов области из средств инвестиционного фонда. Необходимо снять оставшиеся болевые точки на проблемных предприятиях. Вывести областных производителей на участие в проекте «Урал промышленный — Урал Полярный», поддержать конверсионные разработки в ОПК», — отметила первый заместитель министра экономического развития Челябинской области Галина Синицына.


По ее словам, важнейшее значение для посткризисного развития экономики области будут иметь инвестиционные проекты. Поэтому приоритетно создание комфортных условий для ведения бизнеса. Для повышения инвестиционной привлекательности области отраслевым рабочим группам по крупному и малому бизнесу необходимо обеспечить привлечение инвестиций через эффективное взаимодействие с естественными монополиями и инвесторами по принципу «одного окна» и господдержку субъектов инвестиционной деятельности при создании новых рабочих мест с достойным размером зарплаты. В результате реализации мер поддержки инвестпроектов в текущем году будет создано около 9 тыс. новых рабочих мест, а с учетом малого бизнеса это составит порядка 17 тыс. Не меньше предполагается и в 2010 году. Также необходимо обеспечить расширение рынков сбыта продукции через взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья и внедрение передовых технологий. Результатом внедрения новой техники и прогрессивных технологий, совершенствования организации производства, труда и управления является снижение себестоимости. С этой целью предстоит обеспечить увеличение объема использования произведенной собственной продукции, совершенствование процедур госзакупок, внедрение прогрессивных технологий и модернизации предприятий, повышение качества трудовых ресурсов, снижение административных барьеров.


Одним из ключевых факторов развития экономики должно стать энергосбережение и повышение энергоэффективности экономики.


Прежде всего, предстоит реализовать областную комплексную программу энергосбережения и организовать разработку аналогичных муниципальных программ. Помочь промышленным предприятиям в расширении их собственной энергетической базы, а также обеспечить внедрение энергосберегающих технологий в малом бизнесе и в повседневной жизни населенных пунктов при уличном и придомовом освещении.


Следующий приоритет — повышение производительности труда. Здесь минпрому и минэкономразвития потребуется четко соблюсти баланс экономических и социальных стимулов, а именно: применить методы «бережливого производства», обеспечить высокий профессионализм кадров, в том числе за счет привлечения их из других регионов и стран, создать «умные» рабочие места, модернизировать производства. Для внедрения инновационных технологий необходимо организовать работу областного венчурного фонда и обеспечить в этом году финансирование пяти инновационных проектов, а в будущем — шести; продолжить развивать основные элементы инновационной инфраструктуры в муниципалитетах; совместно с вузами создать на их базе малые инновационные предприятия.


Для поддержки малого бизнеса минэкономразвития предстоит повысить эффективность работы по внедрению патентов, обеспечению доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам через гарантийный фонд и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, продвижению проектов на рынок через бизнес-инкубаторы, поддержке начинающего и молодежного предпринимательства.


Для обеспечения экономического роста в агропромышленном производстве, развития продовольственного рынка и инфраструктуры сельхозкооперативов минсельхозу необходимо сосредоточить усилия на координации работы по организации и проведению агроярмарок, доступности кооперативов к рынкам сбыта и переработки, помощи учредителям в создании кооперативов, корректировке муниципальных программ «Развитие АПК» с учетом задач по развитию потребкооперации.


Следующий раздел посткризисного плана — развитие человеческого потенциала. В нем выделено 5 направлений с 57 мероприятиями. Для соцзащиты незащищенных слоев населения и выравнивания демографической ситуации министрам социального блока необходимо обеспечить своевременность и адресность предоставления социальной помощи, деятельность мобильных социальных служб и отделений помощи семье и детям, выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных учреждениях. Продолжить совершенствование медицинской помощи населению, профилактику заболеваний, формирование здорового образа жизни, поддержку приемных родителей. Отдельное направление соцподдержки — это помощь бюджетникам и молодым семьям в приобретении или строительстве жилья. Минстрою предстоит не только продолжить эту практику, но и усовершенствовать процесс. Ожидаемый эффект — рост рождаемости на 4%, сокращение естественной убыли на 10%, снижение заболеваемости по социально значимым болезням и младенческой смертности, а также увеличение обеспеченности населения врачами.


Также необходимо создать комфортные условия для жизни: обеспечить людей достойным жильем, удобной, качественной инженерной и транспортной инфраструктурой. В 2010 году планируется газифицировать еще 3187 квартир и домов, снести более 92 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья, ввести в строй 1650 тыс. кв. м жилья.


На Южном Урале вопросы экологии первичны — это касается и качества воды, и охраны природы. Особое внимание будет сосредоточено на решении экологических проблем р.Теча и Муслюмово, сокращении вредных выбросов (почти на 71 тыс. т в год).


Выводы


Эксперты отмечают объективность оценок, заложенных в прогнозах областного правительства, а также грамотный подход к формированию бюджета с учетом сегодняшних реалий. При этом Челябинская область старается не только удержаться на плаву, но и активно разрабатывает механизмы дальнейшего развития, которые позволят укрепить экономику региона и повысить его инвестиционную привлекательность.
Вернуться в раздел » VIP-консультант
Материалы по теме
19.09.2013 Минфин РФ запланировал дефицит бюджета в 2014 году на уровне 370 млрд рублей

18 сентября правительственная комиссия по бюджетным проектировкам рассмотрела проект бюджета на 2014 и плановый период ...

19.09.2013 Запланированный дефицит бюджета в 2014 году составит более 370 млрд рублей

УрБК, Москва, 19.09.2013. 18 сентября правительственная комиссия по бюджетным проектировкам рассмотрела проект бюджета ...

23.10.2012 В 2013 году доходы бюджета Свердловской области составят более 150 млрд рублей

УрБК, Екатеринбург, 23.10.2012. Сегодня на заседании правительства Свердловской области принят проект закона «Об ...

15.09.2010 В Челябинской области разработан прогноз социально-экономического развития на следующий год

УрБК, Челябинск, 15.09.2010. Правительство Челябинской области на сегодняшнем заседании утвердило прогноз ...

06.11.2009 Челябинская область: ближайшее будущее в цифрах

В Челябинской области определены параметры социально-экономического развития на ближайшие годы. По мнению региональных ...