«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Бюджет-2010: забирая деньги Екатеринбурга,
область провоцирует социальный взрыв.
В 2010 году 2 000 молодые екатеринбургские семьи не получат в 2010 году долгожданных и обещанных путёвок в новые детские сады. Тех детей, которые уже ходят в садики, перестанут кормить, а летом детсады и вовсе закроют на «клюшку».
Закрываются в городе 150 клубов по месту жительства, 12 детско-юношеских спортивных школ, а в музыкальных школах родителям будет предложено самим оплачивать работу педагогов. Воспитатели детских садов перестанут получать привычные уже надбавки к зарплате; да и все 120 тысяч екатеринбургских бюджетников — в сферах образования, здравоохранения, культуры, муниципального управления и проч. — окажутся в той или иной степени ущемлены. Кто в оплате труда, кто в улучшении его условий, в том числе по технической оснащённости.
Не прибавится машин «скорой помощи», а уже имеющиеся не будут ремонтировать. Снег зимой перестанут убирать, а уличное освещение станут включать — даже в самое тёмное время года! — не более чем на час-другой. Начатые стройки дорожных развязок заморозят, и город остановится в пробках; про ввод станций метро забудут лет на пять.
Отчего такой апокалипсис? Как подобное возможно, когда в Кремле и в Правительстве РФ только и говорят, что несмотря ни на какой кризис социальные приоритеты государство обеспечит полностью? Ну, такое можно было бы понять в какой-нибудь депрессивной, умирающей территории — но, по всем статотчётам, Екатеринбург экономически опережает среднероссийский уровень!
Увы, складывается впечатление, что ни Президент, ни премьер для властей Свердловской области не указ. В недрах областного министерства финансов родилась идея о так называемом отрицательном трансферте — дополнительной передаче денег из бюджета Екатеринбурга в бюджет области. Во внесённом на прошлой неделе губернатором Эдуардом Росселем в Законодательное собрание области (ЗССО) проекте областного бюджета на 2010 год, по нашей информации, действительно зафиксирован такой трансферт. В астрономическом объёме 1,7 млрд. руб. Причём протащить столь значимое для судьбы региона и его центра решение пытаются трусливо, «партизански» — по свидетельству заместителя главы Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александра Высокинского, на согласительной комиссии, состоявшейся несколько недель назад, о подобном трансферте не сказано было ни слова. Его «вписали» в последний момент — и наверняка сейчас приложат все усилия, чтобы утвердить бюджет «сразу в трёх чтениях, не читая».
Комментируя вчера для нас эту ситуацию, вице-мэр назвал происходящее откровенной попыткой поставить Екатеринбург на колени. Власти Свердловской области, похоже, полностью расписались в своей несостоятельности. В прошлом году область уже была, по сути, в состоянии дефолта (то есть не могла рассчитаться по бюджетным обязательствам) — на 3 млрд. рублей; в этом году долги перевалят, пожалуй, и за 14 млрд. рублей. «Экономика области ударилась о забор». Взваливать вину за это на кризис не получается, налицо полнейшее банкротство всей экономической стратегии и методов управления, которые навязывались области последние 14 лет. Кризис лишь подстегнул негативные тенденции, о которых профессионалы говорили уже многие годы — и надувавшийся все эти годы пузырь мнимого благополучия региона лопнул.
И ограбление, экспроприация, других слов и не подобрать, в отношении столицы Урала, — вот в чём видят своё спасение региональные власти. Случай поистине уникальный на просторах России! «У нас областные власти хотят забрать деньги, в то время как в таких регионах, как Татарстан, Башкирия, Пермский край, Новосибирская область, да и во всех других областные, краевые и республиканские власти поддерживают центры регионов, развивают их, — чтобы они вытягивали всю территорию региона. Это — мудрая политика. У нас же режут курицу, несущую золотые яйца».
Действительно, на территории Екатеринбурга собирается 65—70% всех доходов Свердловской области, городу остаётся и так порядка 20% — таковы цифры многолетнего вытягивания соков из города. Что ещё более постыдно, те же люди, которые отбирают у екатеринбуржцев кровно заработанное ими, любят при случае попенять на какие-то недостатки, поставить в пример мегаполису какую-нибудь образцовую глубинку, щедро осыпаемую екатеринбургскими деньгами…
Из года в год бюджет города — только самое нужное, никаких излишеств. Если сравнить с бюджетами соседних региональных центров, у нас даже на очистку улиц денег меньше, чем там. И отчего же прикажете останавливать в Екатеринбурге, какие сферы жизнедеятельности, когда из и без того урезанного бюджета уйдёт ещё 10% расходной части бюджета — эти самые 1,7 млрд.?
Перестать отапливать город? Не качать воду в дома? Полностью заморозить зарплату бюджетникам? Отключить электричество и остановить общественный транспорт? Где, в чём «перекрыть кислород»? Получается, что самое «безопасное» — это сократить социальные траты, прекратить финансирование того, о чём сказано выше. Соответственно, правительство области, действующий губернатор, депутаты ЗССО, если отрицательный трансферт состоится, спровоцируют социальный взрыв.
Думается, мамам упомянутых 2 000 ребятишек следует уже готовиться занимать новое здание ЗССО, которое — вот ведь «случайное» совпадение цифр! — стоило областному бюджету как раз почти 1,7 млрд. рублей. Думается, на его этажах, в холлах и кабинетах, пунктах питания и иных апартаментах достойно разместятся детишки из всей очереди на детские сады в Екатеринбурге.