«Коммерсантъ» и Александр Мазунин: «Ликвидация пенсий»
Клиенты пенсионных фондов рискуют не получить вложенные средства
Ряд негосударственных пенсионных фондов (НПФ), оставшихся без лицензий, не смогут вывести свои пенсионные резервы из управляющих компаний до начала собственной ликвидации. Такое разъяснение Федеральная служба по финансовым рынкам направила в ответ на запрос управляющей компании «Капиталъ». Пока с заявлением о ликвидации в суд обратились лишь 7 из 33 НПФ, но даже по ним не вынесено решений. На практике это может означать, что десятки тысяч клиентов фондов, оставшихся без лицензии, рискуют столкнуться с проблемой возврата вложенных в фонды средств.
В распоряжении «Ъ» оказался запрос управляющей компании «Капиталъ» в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) с просьбой дать оценку сложившейся ситуации вокруг доверительного управления пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов (НПФ), оставшихся без лицензий. Как следует из запроса, среди клиентов управляющей компании оказались три НПФ, лицензии которых были аннулированы или прекратили свое действие. Между тем, согласно заключенным договорам доверительного управления пенсионными резервами с этими фондами, аннулирование лицензии фонда не указано в перечне оснований для прекращения действия договора. Кроме того, N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» не содержит запрета на совершение операций с активами таких НПФ. «При этом спецдепозитарии в случае совершения нами сделок с активами этих фондов фиксировали нарушения по причине «осуществления управляющей компанией деятельности по размещению пенсионных резервов после аннулирования лицензии фонда». Это и заставило нас обратиться в ФСФР»,— пояснил «Ъ» гендиректор «Капитала» Вадим Сосков.
Из ответа регулятора (также есть в распоряжении «Ъ») следует, что управляющая компания вправе совершать любые действия с активами фондов, оставшихся без лицензий, в соответствии с ранее заключенным договором. При этом компания не имеет права перечислять активы или денежные средства в такой фонд (в том числе и для выплаты пенсий и выкупных сумм) до момента прекращения действия договора. Основанием для его прекращения, указывает ФСФР, может стать лишь факт принятия судом решения о ликвидации НПФ.
«Пока нет ни одного случая рассмотрения в суде заявлений о ликвидации НПФ»,— указывает руководитель компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев. По данным ФСФР, на 13 октября количество НПФ, у которых прекратилось действие лицензии, составляет 33. «Из них восемь НПФ находятся в стадии реорганизации в форме присоединения к другим фондам, семь НПФ приняли решение об обращении в суд на предмет ликвидации и уже сформировали ликвидационные комиссии, еще два фонда представили нам документы для получения бессрочной лицензии»,— уточняют в ФСФР. «Процесс присоединения затягивается, Минюст до сих пор не может согласовать эту процедуру, и клиенты находятся в подвешенном состоянии»,— говорит руководитель одного из НПФ.
Общее число клиентов фондов, оказавшихся без лицензии, участники рынка оценивают в 30-50 тыс. человек, и если письмо ФСФР в адрес одной конкретной компании будет распространяться на все остальные, то клиенты не смогут получить выкупные суммы. «Ликвидация фонда — лишь одно из оснований для прекращения договора, и меры к погашению дебиторской задолженности фонд может принять и до ликвидации»,— пояснили «Ъ» в ФСФР.
«Несмотря на то что количество клиентов фондов, которые рискуют не получить выкупные суммы, не так велико в масштабах всей системы негосударственного пенсионного обеспечения, для всей отрасли возникают серьезные репутационные риски»,— считает президент НПФ «Социальное развитие» Вячеслав Федоров. По его мнению, корень этой проблемы кроется в отсутствии системного подхода к регулированию рынка. «У НПФ несколько регуляторов: это и ФСФР, и Минздравсоцразвития, и Минюст, но в результате никто не берет на себя ответственность за те фонды, которые остались без лицензий»,— говорит господин Федоров. Запрос «Ъ» в Минюст вчера остался без ответа, связаться с представителем Минздравсоцразвития вечером не удалось. «По сути, никто сейчас не занимается этой проблемой, и клиенты НПФ, и сами фонды оказались в патовой ситуации, которая может затянуться очень надолго»,— резюмирует господин Якушев. В ФСФР вчера заявили «Ъ», что «выступая в целях защиты прав вкладчиков, регулятор оставляет за собой право обращения в суд с целью инициирования ликвидации фондов».