«Областная газета» и Маргарита Вашляева: «Рассеются ли тучи над «АМУРом»?»
Завод «Автомобили и моторы Урала» («АМУР») в Новоуральске сегодня больше известен тем, что весной текущего года выбился в лидеры по долгам, в том числе, и по заработной плате. Ситуацию на проблемном предприятии постоянно контролируют и губернатор Эдуард Россель, и председатель правительства Виктор Кокшаров, и профильный министр Анатолий Гредин, и прокуроры всех уровней. В августе на «АМУРе» началась процедура банкротства. В то же время на предприятие приглашена новая команда управленцев -профессиональных консультантов во главе с Юрием Афанасьевым. И мы поехали на завод, чтобы увидеть своими глазами, как живёт предприятие, что успело сделать новое руководство, почувствовать настроение коллектива машиностроителей.
Конвейеры работают
Мне приходилось бывать на неблагополучных предприятиях, и я ожидала попасть в мёртвые цеха, к станкам, годным разве что в утиль, оказаться среди митингующих работяг в чёрных спецовках... И каково же было моё удивление, когда я увидела на депрессивном предприятии — да с такой некрасивой долговой историей! — работающие конвейеры, продукцию, готовую к отправке, и вполне приветливых сотрудников.
Меня прежде всего интересовало, как же выживают люди — по большей части семейные?
Об этом мы завели разговор с работницами на линии покраски. Женщины с ужасом вспоминают, как с ноября прошлого года им перестали платить деньги, как в цехах отключили свет и воду, как перестали отпускать спецжиры (молочные продукты полагаются малярам за вредность)...
-Мне за восемь месяцев должны 32 тысячи рублей, — жалуется водитель электрокара Марина Жирнова. — Я здесь работаю с 1983 года, помню разные времена, и плохие, и хорошие... Но каждый раз жалко свой завод!
-Что характерно, нашу линию не отключали ни на час, — рассказывает маляр по. металлу, бригадир Ольга Макарова. — Не стало крупных заказов — гнали мелочевку (запчасти и комплектующие. — Авт.). Ведь мы что-то заработали?!
-Вот у вас в августе сменилось руководство, вы это почувствовали? Вы хотя бы видели нового директора? -провоцирую я собеседниц.
-Нуда, мы знаем, что идут большие перемены. Афанасьева видим в цехе: да вот же, он и сейчас здесь! — указывают мне женщины. — По чуть-чуть, но начали давать деньги... Организовали общественные работы, и люди из других цехов, с участков благоустройством занялись. Как думаете, не загнёмся?
Вот этот вопрос — точно не ко мне: с ним я иду к новому руководству.
Главное — вернуть доверие коллектива
Разговор с генеральным директором ЗАО «АМУР» Юрием Афанасьевым базировался на трёх ключевых моментах: в каком состоянии новый директор принял предприятие, что новая команда успела сделать в первые четыре-пять недель своего руководства, и главное — что ожидает завод и его коллектив в ближайшей перспективе?
Итак, к началу сентября завод задолжал тысяче своих работников более 47 миллионов рублей. И потому действовать пришлось экстренно, одновременно по нескольким направлениям: вводить общественные работы, начать выплату зарплаты, реструктурировать кредитные обязательства — это как минимум. В то же время вновь назначенные менеджеры ведут на заводе инвентаризацию.
Это далеко не полный перечень антикризисных мер, со множеством технических и юридических сложностей, которые позволю себе оставить в стороне. Главное, что в итоге за столь короткий отрезок времени они повлекли позитивные изменения и в коллективе, и в экономике предприятия, на чём я и остановлюсь подробнее.
-Люди не хотели идти на общественные работы, не верили, что этим можно заниматься с пользой для завода и для своего бюджета, — рассказывает Юрий Сергеевич. — Сейчас же из 550 работников, выходящих на смены, 478 участвуют в этой программе: по четыре часа пять дней в неделю.
За это работник получает четыре тысячи 567 рублей «живых» денег от Центра занятости ежемесячно без задержек (деньги федеральные).
Да, огромную разъяснительную работу провели и сам Афанасьев, и начальники цехов, и совет трудового коллектива. Сейчас на «АМУРе» ремонтируют цеха, чистят и благоустраивают территорию, готовят к продаже металлолом, ведут подготовку к зиме. Пришло понимание того, что выход из кризиса начинается с малого, что новое руководство предпринимает реальные шаги для исправления ситуации и выполняет свои обещания.
Новые контракты
-Наша главная задача сегодня -ежемесячно выплачивать зарплату в объёме не меньше фонда оплаты труда за текущий месяц, наши работники должны стабильно получать хоть какие-то суммы, — говорит Юрий Афанасьев. — И слово мы держим: за август выплатили почти шесть миллионов рублей, в том числе за счет организации' общественных работ по областной программе поддержки занятости. К 22 сентября выплачено пять миллионов рублей, планируем довести эту цифру до восьми миллионов.
Это беспрецедентные по объёму выплаты с осени 2008 года! Сегодня нет ни одного человека, который ходил бы на работу и совсем не получал денег в августе-сентябре.
Ответственные и активные действия новых менеджеров вкупе с поддержкой губернатора Эдуарда Росселя вернули доверие партнёров давних и привлекли новых.
Так, «АМУР» участвует в аукционах по закупке коммунальной техники для нужд муниципалитетов Свердловской области: совокупный потенциальный заказ по программе софинансирова-ния из федерального бюджета составляет 90 миллионов рублей.
-Как минимум, половину из этого планируем взять, — уверен Юрий Афанасьев.
-Ещё один источник «живых» денег — запчасти, — продолжает генеральный директор. — Это и высокая рентабельность, и стабильный рынок, и наличие большого числа розничных покупателей. Мы просчитали, что можем получать в месяц до десяти миллионов рублей выручки.
Наиболее крупный на сегодня заказ — от Министерства обороны на поставку пожарных машин на базе шасси АМУР на сумму 117 миллионов рублей.
-Аванс по заказу мы направим и на погашение задолженности по зарплате, и на выполнение заказа по муниципальной технике, и на выполнение «оборонного» контракта, — поясняет Юрий Сергеевич. — За три месяца нужно будет сделать 300 машин — это реальная загрузка нашего конвейера.
Да, оптимизм пока очень робкий, да этого никто и не скрывает — ни топ-менеджмент, ни работники в цехах. И всё-таки он есть. Проблем очень много! Нужно перегруппировать производство, избавиться от балласта избыточных активов (ну представьте, что на одного работника здесь приходится четыре единицы оборудования! Зачем?) и много-много других технических и экономических «подвигов» совершить.
Ситуация на «АМУРе» по-прежнему на контроле региональных властей, будем её отслеживать и мы.
Да, повод для материала был вроде бы радостный — всё-таки праздник! А фактура, скорее, печальная... Однако, памятуя о заслугах уральских машиностроителей, смеем надеяться, что горнило очередного кризиса они пройдут!