Обзор прессы
25.09.2009

«Областная газета» и Маргарита Вашляева: «Рассеются ли тучи над «АМУРом»?»

Завод «Автомобили и моторы Урала» («АМУР») в Новоуральске сегодня больше известен тем, что весной текущего года выбился в лидеры по долгам, в том числе, и по заработной плате. Ситуацию на проблемном предприятии постоянно контролируют и губернатор Эдуард Россель, и председатель правительства Виктор Кокшаров, и профильный министр Анатолий Гредин, и прокуроры всех уровней. В августе на «АМУРе» началась процедура банкротства. В то же время на предприятие приглашена новая команда управленцев -профессиональных консультантов во главе с Юрием Афанасьевым. И мы поехали на завод, чтобы увидеть своими глазами, как живёт предприятие, что успело сделать новое руководство, почувствовать настроение коллектива машиностроителей.

Конвейеры работают

Мне приходилось бывать на неблагополучных предприятиях, и я ожидала попасть в мёртвые цеха, к станкам, годным разве что в утиль, оказаться среди митингующих работяг в чёрных спецовках... И каково же было моё удивление, когда я увидела на депрессивном предприятии — да с такой некрасивой долговой историей! — работающие конвейеры, продукцию, готовую к отправке, и вполне приветливых сотрудников.

Меня прежде всего интересовало, как же выживают люди — по большей части семейные?

Об этом мы завели разговор с работницами на линии покраски. Женщины с ужасом вспоминают, как с ноября прошлого года им перестали платить деньги, как в цехах отключили свет и воду, как перестали отпускать спецжиры (молочные продукты полагаются малярам за вредность)...

-Мне за восемь месяцев должны 32 тысячи рублей, — жалуется водитель электрокара Марина Жирнова. — Я здесь работаю с 1983 года, помню разные времена, и плохие, и хорошие... Но каждый раз жалко свой завод!

-Что характерно, нашу линию не отключали ни на час, — рассказывает маляр по. металлу, бригадир Ольга Макарова. — Не стало крупных заказов — гнали мелочевку (запчасти и комплектующие. — Авт.). Ведь мы что-то заработали?!

-Вот у вас в августе сменилось руководство, вы это почувствовали? Вы хотя бы видели нового директора? -провоцирую я собеседниц.

-Нуда, мы знаем, что идут большие перемены. Афанасьева видим в цехе: да вот же, он и сейчас здесь! — указывают мне женщины. — По чуть-чуть, но начали давать деньги... Организовали общественные работы, и люди из других цехов, с участков благоустройством занялись. Как думаете, не загнёмся?

Вот этот вопрос — точно не ко мне: с ним я иду к новому руководству.

Главное — вернуть доверие коллектива

Разговор с генеральным директором ЗАО «АМУР» Юрием Афанасьевым базировался на трёх ключевых моментах: в каком состоянии новый директор принял предприятие, что новая команда успела сделать в первые четыре-пять недель своего руководства, и главное — что ожидает завод и его коллектив в ближайшей перспективе?

Итак, к началу сентября завод задолжал тысяче своих работников более 47 миллионов рублей. И потому действовать пришлось экстренно, одновременно по нескольким направлениям: вводить общественные работы, начать выплату зарплаты, реструктурировать кредитные обязательства — это как минимум. В то же время вновь назначенные менеджеры ведут на заводе инвентаризацию.

Это далеко не полный перечень антикризисных мер, со множеством технических и юридических сложностей, которые позволю себе оставить в стороне. Главное, что в итоге за столь короткий отрезок времени они повлекли позитивные изменения и в коллективе, и в экономике предприятия, на чём я и остановлюсь подробнее.

-Люди не хотели идти на общественные работы, не верили, что этим можно заниматься с пользой для завода и для своего бюджета, — рассказывает Юрий Сергеевич. — Сейчас же из 550 работников, выходящих на смены, 478 участвуют в этой программе: по четыре часа пять дней в неделю.

За это работник получает четыре тысячи 567 рублей «живых» денег от Центра занятости ежемесячно без задержек (деньги федеральные).

Да, огромную разъяснительную работу провели и сам Афанасьев, и начальники цехов, и совет трудового коллектива. Сейчас на «АМУРе» ремонтируют цеха, чистят и благоустраивают территорию, готовят к продаже металлолом, ведут подготовку к зиме. Пришло понимание того, что выход из кризиса начинается с малого, что новое руководство предпринимает реальные шаги для исправления ситуации и выполняет свои обещания.

Новые контракты

-Наша главная задача сегодня -ежемесячно выплачивать зарплату в объёме не меньше фонда оплаты труда за текущий месяц, наши работники должны стабильно получать хоть какие-то суммы, — говорит Юрий Афанасьев. — И слово мы держим: за август выплатили почти шесть миллионов рублей, в том числе за счет организации' общественных работ по областной программе поддержки занятости. К 22 сентября выплачено пять миллионов рублей, планируем довести эту цифру до восьми миллионов.

Это беспрецедентные по объёму выплаты с осени 2008 года! Сегодня нет ни одного человека, который ходил бы на работу и совсем не получал денег в августе-сентябре.

Ответственные и активные действия новых менеджеров вкупе с поддержкой губернатора Эдуарда Росселя вернули доверие партнёров давних и привлекли новых.

Так, «АМУР» участвует в аукционах по закупке коммунальной техники для нужд муниципалитетов Свердловской области: совокупный потенциальный заказ по программе софинансирова-ния из федерального бюджета составляет 90 миллионов рублей.

-Как минимум, половину из этого планируем взять, — уверен Юрий Афанасьев.

-Ещё один источник «живых» денег — запчасти, — продолжает генеральный директор. — Это и высокая рентабельность, и стабильный рынок, и наличие большого числа розничных покупателей. Мы просчитали, что можем получать в месяц до десяти миллионов рублей выручки.

Наиболее крупный на сегодня заказ — от Министерства обороны на поставку пожарных машин на базе шасси АМУР на сумму 117 миллионов рублей.

-Аванс по заказу мы направим и на погашение задолженности по зарплате, и на выполнение заказа по муниципальной технике, и на выполнение «оборонного» контракта, — поясняет Юрий Сергеевич. — За три месяца нужно будет сделать 300 машин — это реальная загрузка нашего конвейера.

Да, оптимизм пока очень робкий, да этого никто и не скрывает — ни топ-менеджмент, ни работники в цехах. И всё-таки он есть. Проблем очень много! Нужно перегруппировать производство, избавиться от балласта избыточных активов (ну представьте, что на одного работника здесь приходится четыре единицы оборудования! Зачем?) и много-много других технических и экономических «подвигов» совершить.

Ситуация на «АМУРе» по-прежнему на контроле региональных властей, будем её отслеживать и мы.

Да, повод для материала был вроде бы радостный — всё-таки праздник! А фактура, скорее, печальная... Однако, памятуя о заслугах уральских машиностроителей, смеем надеяться, что горнило очередного кризиса они пройдут!
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
01.10.2012 На «АМУРе» может начаться новая голодовка

В ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (Новоуральск) может начаться новая, уже третья волна голодовки. Бывшие работники ...

04.09.2012 По второму кругу: работники завода «АМУР» вновь вышли на голодовку

Вторая волна голодовки началась на новоуральском предприятии ЗАО «Автомобили и моторы Урала» («АМУР»). Бывшие работники ...

04.09.2012 Задолженность перед работниками «АМУРа» составила порядка 28 млн рублей

УрБК, Екатеринбург, 04.09.2012. «Задолженность на заводе «АМУР» изначально составляла около 30 млн рублей. Долги ...

17.08.2012 Несмотря на обещания руководства завода, бывшие работники «АМУРа» проведут голодовку

УрБК, Екатеринбург, 17.08.2012. «Глава администрации Новоуральского городского округа Валерий Попов сообщил нам о том, ...

21.08.2009 Генеральный директор консалтинговой компании «Активные формы» Юрий Афанасьев: Сомнений в том, что в ЗАО «АМУР» будет введено внешнее наблюдение, у нас нет

УрБК, Екатеринбург, 21.08.2009. «Команда бизнес-консультантов консалтинговой компании «Активные формы» приступила к ...