На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил Председатель Правления ООО «КомНейваБанк» Олег Антонов. — Олег Александрович, 9 сентября на финансовый рынок Екатеринбурга вышел новый банк — «Нейва». Как появился этот проект? Почему он начат именно сейчас, во время кризиса? — Кризис — это время больших возможностей, в первую очередь — в финансовой сфере. Собственно, именно благодаря ему и появился банк «Нейва». Конкретнее — своим существованием наш проект «обязан» санации банка «Северная казна». После того, как его купил Альфа-Банк, на региональном рынке появилась свободная ниша, заполнить которую попытались многие. Но безуспешно.
И многие предприятия столкнулись с тем, что не могут найти для себя кредитное учреждение, которое отвечало бы всем их требованиям, предоставляло тот уровень услуг, к которому они привыкли.
Эта проблема возникла и перед рядом бывших акционеров банка «Северная казна». Тогда пришло четкое понимание: коли место вакантно, то уж кому, как не выходцам из «Северной казны» ее занять? В качестве «застрельщика» идеи выступил президент ЗАО «УралАвиа» Владимир Родионов (сейчас он занимает пост Председателя Совета директоров нашего банка). Он вышел с предложением к команде менеджеров, в разное время работавших в «Северной казне». Так и родился банк «Нейва».
Сторонние наблюдатели, конечно, были преисполнены скепсиса: мол, «запустить» практически с «нуля» банк в нынешних условиях невозможно. Может быть, для других начинаний это и справедливо. Но в этом проекте сошлось все очень удачно: с одной стороны — акционеры со своими финансовыми ресурсами, с другой стороны — возможность приобрести «чистый» банк, с третьей — собрались специалисты, прошедшие все ступени банковского бизнеса.
И уже через месяц после начала работы мы начали в «тестовом» режиме обслуживать предприятия наших партнеров. Когда система была отлажена и протестирована, мы решили, что можем вывести её на открытый рынок. Это и было сделано 9 сентября.
— Дата 9 сентября была выбрана не случайно? — Действительно, для нас это особый день. Дело в том, что 9 сентября — день рождения «Северной казны», банка, которому каждый из нас отдал много лет. Самой «Казне», по понятным причинам этот праздник уже не нужен, и мы решили, что грех не использовать дату, столь значимую для всех нас.
На этот день мы запланировали сразу три события — запуск системы «Банк-Директ» (интернетбанк для юридических лиц), открытие нового отделения банка в Екатеринбурге на Крауля, 2 и празднование первого Дня рождения банка «Нейва».
И уже в последний момент обратили внимания на то, что день этот не простой — 09.09.09. Решили, что это хороший знак, и в 09:09:09 по екатеринбургскому времени запустили «Банк-Директ». С этого момента можно вести точку отсчёта работы обновлённого банка.
— Банк «Нейва» будет стремиться копировать докризисную «Северную казну» и её продукты? — Если речь идет об идеологии — то да, мы заимствуем, а вернее, наследуем «казновскую» философию бизнеса. Но мы не собираемся слепо копировать, скорее — строить новое, с учетом былого опыта. «Нейва» — это и продолжение линии «Северной казны», и работа над ее ошибками, а этих ошибок было не мало. Сейчас мы стараемся их не повторить. И для этого у нас есть все возможности: и коллектив, и опыт, и абсолютное взаимопонимание с акционерами. Не нужно длительных объяснений, переговоров и лишних реверансов. Всё решается очень быстро, по-деловому. Банку это идет только на пользу.
— Почему в качестве основы для нового проекта был выбран «КомНейваБанк»?— Выбор был не случайным. «КомНейваБанк» был образован на базе отделения Госбанка СССР, открытого еще в 1957 году. Всю свою историю он занимался тем, что обслуживал счета предприятий закрытого города Новоуральска, то есть никогда не работал на рынке.
В 2006 году государство приняло решение перевести счета всех «закрытых» предприятий в государственные банки и включило «КомНейваБанк» в план приватизации. В результате банк потерял свою экономическую нишу и быстро стал убыточным. По всем показателям «КомНейваБанк» был самым маленьким банком Уральского региона. Более того, в результате падения капитала у банка была приостановлена лицензия на проведение операций с физическими лицами. Таким образом, к моменту покупки банк представлял собой фактически чистую лицензию. И кредитный портфель, и объем привлеченных средств, были крайне незначительными.
Это нас вполне устраивало. Новый банк был создан практически с нуля. Нам не пришлось ничего ломать, ничего переделывать. Кроме того, мы полностью избавлены от тех рисков, с которыми связано приобретение нового кредитного учреждения. Так, у «КомНейваБанка» практически не было просроченной задолженности по кредитам (поскольку объем самих кредитов крайне невелик) и нет никаких «скелетов в шкафу». Мы совершенно не опасались оттока вкладчиков — их и так фактически не было.
Так что можно сказать: покупая «КомнейваБанк», наши инвесторы приобрели чистую стройплощадку, на которой было начато возведение нового здания банка «Нейва».
— Что Вам удалось сделать за те три месяца, что прошли с момента начала работы над новым проектом? — Оглядываясь назад, понимаешь, что мы сделали невозможное. За три месяца мы запустили банк с нуля. Была полностью заменена информационная банковская система, создан интернет-банк для юридических лиц, все это объединено в единую работающую сеть.
Сегодня «Нейва» — вполне рыночный банк, который предлагает комплексное обслуживание юридических лиц. И это не только система расчетов, но и кредиты, и депозиты — весь тот набор инструментов, который нужен клиенту.
У нас уже работает 2 офиса в Новоуральске, 2 в Екатеринбурге, 1 в Каменск-Уральском. До конца этого года планируется открытие дополнительных офисов в Тюмени, Челябинске и Пышме. Между коллективами офисов уже идет соревнование — кто первым начнет работу. Тюменский проект мы начали первым, но сейчас лидирует Челябинск. Мы надеемся, что старт везде будет удачным. Офисы открываются не на пустом месте, а под уже готовую клиентскую базу.
На данный момент у банка уже около 1 тысячи клиентов. Часть из них — старые партнеры банка из Новоуральска, часть пришли вместе с акционерами. Но очень большое число — совершенно новые клиенты, которых мы получили за последние дни. Мы были удивлены и не ожидали, что они будут открывать счета с такой интенсивностью.
В нашем первом екатеринбургском офисе на Декабристов мы за 3 дня подключили к системе «Банк-Директ» 30 клиентов. В среднем в день каждый наш екатеринбургский офис открывает 6-7 новых счетов. Это хороший показатель даже для крупного банка, давно работающего на рынке и обладающего развитой филиальной сетью. При этом никаких особых действий не предпринимаем, рекламной кампании не ведем.
Мы перестали быть самым маленьким банком Свердловской области. Сейчас активы «Нейвы» составляют 500 млн. рублей, а собственный капитал — 120 миллионов.
К концу года капитал будет увеличен за счет дополнительных вкладов участников ООО «КомНейвабанк». В ноябре уставный капитал, который сейчас составляет 4,27 млн. рублей, возрастет до 150 млн. Собственный капитал составит 180 миллионов рублей. Сразу же добавится ещё 30 миллионов в виде субординированного депозита, то есть в итоге получается 210 миллионов. Это значит, что мы намного «перепрыгнем» планку требований по капиталу, которые выставляет Центробанк на 2010-2011 год.
Одновременно ведется работа по официальному переименованию банка. В ЦБ РФ уже поданы соответствующие документы, в ближайшее время мы ждем положительного решения. В ближайшее время банк официально сменит место регистрации с Новоуральска на Екатеринбург.
— В чем заключается главный принцип, которым руководствуется банк? — Принцип у нас один — создавать продукт, который нужен и удобен клиенту. Методов достижения этой цели несколько. Во-первых, мы всегда стараемся примерить новый продукт на себя. Удобен ли он нам, как клиентам? Какие функции были бы насущно необходимы и какие удобны, если бы мы пользовались им каждый день? Эти вопросы позволяют избежать известной ошибки разработчиков, которые делают продукты, удобные банку, а не клиенту.
Во-вторых, это обратная связь. Мы пока не запустили рабочую версию корпоративного сайта. Вместо него в сети весит «времянка», рабочая страница, работающая в демонстрационном режиме. Но первая функция, которая была на ней реализована — это форум, на котором пользователи могут оставлять свои замечания и предложения. И некоторые из них мы уже реализовали в своем «Банк-Директе». К примеру, изначально в нем не было возможности сортировать платежи по контрагентам. Клиенты попросили эту функцию, и мы её тут же запустили. На общегородском форуме потенциальные клиенты высказали несколько пожеланий по услугам — буквально в течение пары дней мы сумели реализовать это.
— Что из себя представляет «Банк-Директ»?— Это классический интернет-банк для юридических лиц, в котором, однако, реализованы все возможные функции, которые могут понадобиться нашему пользователю. Мы постарались сделать так, чтобы его интерфейс был максимально простым, дружелюбным, но, в то же время, функциональным. Думаем, что это нам удалось в полной мере.
Фактически, там есть все функции, которые сейчас востребованы клиентами. Всё, о чём просили, чем чаще всего пользуются на протяжении стольких лет ИП, ООО и другие юридические лица.
Хотите, чтобы право подписи было у нескольких сотрудников? Не вопрос, руководитель, бухгалтер и так далее получают каждый право подписи, но с отдельным ключом. Отдельная история — ключи с ограниченным доступом. К примеру, сейчас есть холдинги, где существует многоступенчатый контроль отправления платежей. В этом случае бухгалтер сможет в интернетбанке просмотреть счета, получить выписку, «набить» платеж, но отправится платеж только после того, как его подпишут своей ЭЦП уполномоченные лица.
Более того, мы считаем, что отправить платёжки — это не сложный процесс. Для клиента зачастую важен юридически легитимный документооборот. У нас он реализован через Интернет-банк. Когда клиент отправляет в банк электронное письмо, оно сопровождается электронной цифровой подписью и воспринимается нами как официальный, юридически значимый документ, который мы обязаны принять к рассмотрению.
— Это собственная разработка банка? — Мы не держим у себя разработчиков. Но та схема, по которой мы работаем — это и не типичный аутсорсинг.
Дело в том, что сейчас банк «Нейва» входит в конгломерат компаний, объединенных общими собственниками. В этот консорциум, помимо нас, входит страховая компания «Северная казна», а также компания «Информационные системы». По сути, «Информационные системы» — это 90% списочного состава департамента информационных банковских технологий «Северной казны». Именно они и разработали нашу систему.
Но тут необходимо понимать, что написать интернет-банк — это даже не половина дела. Куда сложнее привязать его к автоматизированной банковской системе, заставить их работать как одно целое, заставить всё это функционировать надлежащим образом. Это огромный труд.
— Какие задачи стоят перед банком в ближайшие месяцы? — Что касается юридических лиц, то старт кампании дан. Мы наращиваем клиентскую базу, параллельно стараясь сделать режим работы удобным для клиентов. Так, сейчас мы работаем в классическом режиме, но через месяц будет введён расширенный рабочий день. Офисы будут работать с 8.00 до 20.00, включая субботу, которая тоже оказалась востребованной.
Что касается дальнейшего развития банка, то задача номер один: возобновить лицензию на обслуживание физических лиц. Это задача осуществима, все необходимые мероприятия для этого делаются. Главное уже сделано — капитал банка превысил предел, установленный Центробанком. Теперь нам необходимо выполнить следующие существенные требования, общее число которых — порядка 30. Одно из них, например, два квартала отработать с чистой прибылью. Думаю, с этим проблем также не возникнет.
Мы надеемся, что возобновим лицензию уже к Новому году. С января начнем внедрение и продвижение продуктов для физических лиц. Пакет буде включат в себя как кредиты, так и депозиты, и, конечно же, расчетную систему на основе интернет-банка. После этого мы планируем развернуть собственную банкоматную сеть. В целом создадим комфортный современный универсальный банк, со всеми приличествующими универсальному банку услугами.