VIP-Интервью
25.09.2009

Олег Антонов: Новый банк был создан практически с нуля

Председатель Правления ООО «КомНейваБанк» Олег АнтоновНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил Председатель Правления ООО «КомНейваБанк» Олег Антонов.

— Олег Александрович, 9 сентября на финансовый рынок Екатеринбурга вышел новый банк — «Нейва». Как появился этот проект? Почему он начат именно сейчас, во время кризиса?

— Кризис — это время больших возможностей, в первую очередь — в финансовой сфере. Собственно, именно благодаря ему и появился банк «Нейва». Конкретнее — своим существованием наш проект «обязан» санации банка «Северная казна». После того, как его купил Альфа-Банк, на региональном рынке появилась свободная ниша, заполнить которую попытались многие. Но безуспешно.

И многие предприятия столкнулись с тем, что не могут найти для себя кредитное учреждение, которое отвечало бы всем их требованиям, предоставляло тот уровень услуг, к которому они привыкли.

Эта проблема возникла и перед рядом бывших акционеров банка «Северная казна». Тогда пришло четкое понимание: коли место вакантно, то уж кому, как не выходцам из «Северной казны» ее занять? В качестве «застрельщика» идеи выступил президент ЗАО «УралАвиа» Владимир Родионов (сейчас он занимает пост Председателя Совета директоров нашего банка). Он вышел с предложением к команде менеджеров, в разное время работавших в «Северной казне». Так и родился банк «Нейва».

Сторонние наблюдатели, конечно, были преисполнены скепсиса: мол, «запустить» практически с «нуля» банк в нынешних условиях невозможно. Может быть, для других начинаний это и справедливо. Но в этом проекте сошлось все очень удачно: с одной стороны — акционеры со своими финансовыми ресурсами, с другой стороны — возможность приобрести «чистый» банк, с третьей — собрались специалисты, прошедшие все ступени банковского бизнеса.

И уже через месяц после начала работы мы начали в «тестовом» режиме обслуживать предприятия наших партнеров. Когда система была отлажена и протестирована, мы решили, что можем вывести её на открытый рынок. Это и было сделано 9 сентября.

— Дата 9 сентября была выбрана не случайно?

— Действительно, для нас это особый день. Дело в том, что 9 сентября — день рождения «Северной казны», банка, которому каждый из нас отдал много лет. Самой «Казне», по понятным причинам этот праздник уже не нужен, и мы решили, что грех не использовать дату, столь значимую для всех нас.

На этот день мы запланировали сразу три события — запуск системы «Банк-Директ» (интернетбанк для юридических лиц), открытие нового отделения банка в Екатеринбурге на Крауля, 2 и празднование первого Дня рождения банка «Нейва».

И уже в последний момент обратили внимания на то, что день этот не простой — 09.09.09. Решили, что это хороший знак, и в 09:09:09 по екатеринбургскому времени запустили «Банк-Директ». С этого момента можно вести точку отсчёта работы обновлённого банка.

— Банк «Нейва» будет стремиться копировать докризисную «Северную казну» и её продукты?

— Если речь идет об идеологии — то да, мы заимствуем, а вернее, наследуем «казновскую» философию бизнеса. Но мы не собираемся слепо копировать, скорее — строить новое, с учетом былого опыта. «Нейва» — это и продолжение линии «Северной казны», и работа над ее ошибками, а этих ошибок было не мало. Сейчас мы стараемся их не повторить. И для этого у нас есть все возможности: и коллектив, и опыт, и абсолютное взаимопонимание с акционерами. Не нужно длительных объяснений, переговоров и лишних реверансов. Всё решается очень быстро, по-деловому. Банку это идет только на пользу.

— Почему в качестве основы для нового проекта был выбран «КомНейваБанк»?

— Выбор был не случайным. «КомНейваБанк» был образован на базе отделения Госбанка СССР, открытого еще в 1957 году. Всю свою историю он занимался тем, что обслуживал счета предприятий закрытого города Новоуральска, то есть никогда не работал на рынке.

В 2006 году государство приняло решение перевести счета всех «закрытых» предприятий в государственные банки и включило «КомНейваБанк» в план приватизации. В результате банк потерял свою экономическую нишу и быстро стал убыточным. По всем показателям «КомНейваБанк» был самым маленьким банком Уральского региона. Более того, в результате падения капитала у банка была приостановлена лицензия на проведение операций с физическими лицами. Таким образом, к моменту покупки банк представлял собой фактически чистую лицензию. И кредитный портфель, и объем привлеченных средств, были крайне незначительными.

Это нас вполне устраивало. Новый банк был создан практически с нуля. Нам не пришлось ничего ломать, ничего переделывать. Кроме того, мы полностью избавлены от тех рисков, с которыми связано приобретение нового кредитного учреждения. Так, у «КомНейваБанка» практически не было просроченной задолженности по кредитам (поскольку объем самих кредитов крайне невелик) и нет никаких «скелетов в шкафу». Мы совершенно не опасались оттока вкладчиков — их и так фактически не было.

Так что можно сказать: покупая «КомнейваБанк», наши инвесторы приобрели чистую стройплощадку, на которой было начато возведение нового здания банка «Нейва».

— Что Вам удалось сделать за те три месяца, что прошли с момента начала работы над новым проектом?

— Оглядываясь назад, понимаешь, что мы сделали невозможное. За три месяца мы запустили банк с нуля. Была полностью заменена информационная банковская система, создан интернет-банк для юридических лиц, все это объединено в единую работающую сеть.

Сегодня «Нейва» — вполне рыночный банк, который предлагает комплексное обслуживание юридических лиц. И это не только система расчетов, но и кредиты, и депозиты — весь тот набор инструментов, который нужен клиенту.

У нас уже работает 2 офиса в Новоуральске, 2 в Екатеринбурге, 1 в Каменск-Уральском. До конца этого года планируется открытие дополнительных офисов в Тюмени, Челябинске и Пышме. Между коллективами офисов уже идет соревнование — кто первым начнет работу. Тюменский проект мы начали первым, но сейчас лидирует Челябинск. Мы надеемся, что старт везде будет удачным. Офисы открываются не на пустом месте, а под уже готовую клиентскую базу.

На данный момент у банка уже около 1 тысячи клиентов. Часть из них — старые партнеры банка из Новоуральска, часть пришли вместе с акционерами. Но очень большое число — совершенно новые клиенты, которых мы получили за последние дни. Мы были удивлены и не ожидали, что они будут открывать счета с такой интенсивностью.

В нашем первом екатеринбургском офисе на Декабристов мы за 3 дня подключили к системе «Банк-Директ» 30 клиентов. В среднем в день каждый наш екатеринбургский офис открывает 6-7 новых счетов. Это хороший показатель даже для крупного банка, давно работающего на рынке и обладающего развитой филиальной сетью. При этом никаких особых действий не предпринимаем, рекламной кампании не ведем.

Мы перестали быть самым маленьким банком Свердловской области. Сейчас активы «Нейвы» составляют 500 млн. рублей, а собственный капитал — 120 миллионов.

К концу года капитал будет увеличен за счет дополнительных вкладов участников ООО «КомНейвабанк». В ноябре уставный капитал, который сейчас составляет 4,27 млн. рублей, возрастет до 150 млн. Собственный капитал составит 180 миллионов рублей. Сразу же добавится ещё 30 миллионов в виде субординированного депозита, то есть в итоге получается 210 миллионов. Это значит, что мы намного «перепрыгнем» планку требований по капиталу, которые выставляет Центробанк на 2010-2011 год.

Одновременно ведется работа по официальному переименованию банка. В ЦБ РФ уже поданы соответствующие документы, в ближайшее время мы ждем положительного решения. В ближайшее время банк официально сменит место регистрации с Новоуральска на Екатеринбург.

— В чем заключается главный принцип, которым руководствуется банк?

— Принцип у нас один — создавать продукт, который нужен и удобен клиенту. Методов достижения этой цели несколько. Во-первых, мы всегда стараемся примерить новый продукт на себя. Удобен ли он нам, как клиентам? Какие функции были бы насущно необходимы и какие удобны, если бы мы пользовались им каждый день? Эти вопросы позволяют избежать известной ошибки разработчиков, которые делают продукты, удобные банку, а не клиенту.

Во-вторых, это обратная связь. Мы пока не запустили рабочую версию корпоративного сайта. Вместо него в сети весит «времянка», рабочая страница, работающая в демонстрационном режиме. Но первая функция, которая была на ней реализована — это форум, на котором пользователи могут оставлять свои замечания и предложения. И некоторые из них мы уже реализовали в своем «Банк-Директе». К примеру, изначально в нем не было возможности сортировать платежи по контрагентам. Клиенты попросили эту функцию, и мы её тут же запустили. На общегородском форуме потенциальные клиенты высказали несколько пожеланий по услугам — буквально в течение пары дней мы сумели реализовать это.

— Что из себя представляет «Банк-Директ»?

— Это классический интернет-банк для юридических лиц, в котором, однако, реализованы все возможные функции, которые могут понадобиться нашему пользователю. Мы постарались сделать так, чтобы его интерфейс был максимально простым, дружелюбным, но, в то же время, функциональным. Думаем, что это нам удалось в полной мере.

Фактически, там есть все функции, которые сейчас востребованы клиентами. Всё, о чём просили, чем чаще всего пользуются на протяжении стольких лет ИП, ООО и другие юридические лица.

Хотите, чтобы право подписи было у нескольких сотрудников? Не вопрос, руководитель, бухгалтер и так далее получают каждый право подписи, но с отдельным ключом. Отдельная история — ключи с ограниченным доступом. К примеру, сейчас есть холдинги, где существует многоступенчатый контроль отправления платежей. В этом случае бухгалтер сможет в интернетбанке просмотреть счета, получить выписку, «набить» платеж, но отправится платеж только после того, как его подпишут своей ЭЦП уполномоченные лица.

Более того, мы считаем, что отправить платёжки — это не сложный процесс. Для клиента зачастую важен юридически легитимный документооборот. У нас он реализован через Интернет-банк. Когда клиент отправляет в банк электронное письмо, оно сопровождается электронной цифровой подписью и воспринимается нами как официальный, юридически значимый документ, который мы обязаны принять к рассмотрению.

— Это собственная разработка банка?

— Мы не держим у себя разработчиков. Но та схема, по которой мы работаем — это и не типичный аутсорсинг.

Дело в том, что сейчас банк «Нейва» входит в конгломерат компаний, объединенных общими собственниками. В этот консорциум, помимо нас, входит страховая компания «Северная казна», а также компания «Информационные системы». По сути, «Информационные системы» — это 90% списочного состава департамента информационных банковских технологий «Северной казны». Именно они и разработали нашу систему.

Но тут необходимо понимать, что написать интернет-банк — это даже не половина дела. Куда сложнее привязать его к автоматизированной банковской системе, заставить их работать как одно целое, заставить всё это функционировать надлежащим образом. Это огромный труд.

— Какие задачи стоят перед банком в ближайшие месяцы?

— Что касается юридических лиц, то старт кампании дан. Мы наращиваем клиентскую базу, параллельно стараясь сделать режим работы удобным для клиентов. Так, сейчас мы работаем в классическом режиме, но через месяц будет введён расширенный рабочий день. Офисы будут работать с 8.00 до 20.00, включая субботу, которая тоже оказалась востребованной.

Что касается дальнейшего развития банка, то задача номер один: возобновить лицензию на обслуживание физических лиц. Это задача осуществима, все необходимые мероприятия для этого делаются. Главное уже сделано — капитал банка превысил предел, установленный Центробанком. Теперь нам необходимо выполнить следующие существенные требования, общее число которых — порядка 30. Одно из них, например, два квартала отработать с чистой прибылью. Думаю, с этим проблем также не возникнет.

Мы надеемся, что возобновим лицензию уже к Новому году. С января начнем внедрение и продвижение продуктов для физических лиц. Пакет буде включат в себя как кредиты, так и депозиты, и, конечно же, расчетную систему на основе интернет-банка. После этого мы планируем развернуть собственную банкоматную сеть. В целом создадим комфортный современный универсальный банк, со всеми приличествующими универсальному банку услугами.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
09.09.2013 ООО «Банк «НЕЙВА» отмечает четыре года работы

УрБК, Екатеринбург, 09.09.2013. 9 сентября ООО «Банк «НЕЙВА» празднует День рождения. Кредитной организации исполняется ...

23.05.2011 ОOО «Банк «Нейва» увеличило операционный день для проведения платежей через интернет-банк

УрБК, Екатеринбург, 23.05.2011. ОOО «Банк «Нейва» увеличило субботний операционный день для проведения платежей через ...

24.08.2010 ОАО «Банк «НЕЙВА» внедрило новую систему криптографической защиты информации

УрБК, Екатеринбург, 24.08.2010. ОАО «Банк «НЕЙВА» внедрило новую систему криптографической защиты информации IsCrypto. ...

20.07.2010 В Екатеринбурге открылся очередной офис ООО «Банк «НЕЙВА»

УрБК, Екатеринбург, 20.07.2010. ООО «Банк «НЕЙВА» открыло очередное подразделение в Екатеринбурге. Офис располагается ...

13.05.2010 ООО «Банк «НЕЙВА» открывает подразделение в Челябинске

УрБК, Екатеринбург, 13.05.2010. 14 мая в 15:00 в Челябинске по адресу: пр. Комсомольский, 47, открывается отделение ООО ...