«Областная газета» и Анатолий Горлов: «Прививки для «бешеных «Газелей»
Рейды в сфере соблюдения правил пассажирских перевозок не приносят эффекта
— Основные причины дорожных происшествий по вине водителей пассажирского транспорта кроются не в техническом состоянии маршруток и автобусов, из-за этого в нашей области не было ни одного ДТП, а в недисциплинированности водителей, — рассказал «Областной газете» старший государственный инспектор отделения технического надзора и регистрации автотранспорта Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области Иван Горновых. — Они даже не задумываются о последствиях нарушений.
Крупные дорожные происшествия аварии с гибелью десятков людей, случившиеся в последнее время на российских магистралях, встревожили и общество, и руководство страны. «Это просто преступление…», — заявил Президент России Дмитрий Медведев, имея ввиду уровень водительской дисциплины и организации дорожного движения. После президентского окрика пассажирский транспорт в очередной раз подвергли массовой проверке. Вышли на дороги и сотрудники свердловской ГИБДД, Управления государственного автодорожного надзора, Федеральной миграционной службы. Впервые в состав комплексных бригад, проверяющих соблюдение правил перевозки пассажиров, включены представители прокуратуры. Силовики немедленно оформляют представление в адрес руководства автотранспортного предприятия, если его водитель нарушил правила пассажирских перевозок. Выясняют, стажировались ли водители на данном маршруте на этом типе транспорта, проходят ли медицинское освидетельствование перед выездом на линию, соблюдают ли режим труда и отдыха. Под контролем также техническое состояние машин и соблюдение водителями правил дорожного движения. А в салонах под видом обычных пассажиров ездят сотрудники госавтоинспекции и на конечной остановке составляют протокол о правонарушениях, свидетелями которых они стали.
Запланированные ЧП
Одним словом, силовики закручивают гайки. Вопрос лишь в том, сколько понадобится времени, чтобы гайки снова ослабли. Ведь сколько было таких проверок! А меньше ли стало аварий? Вот свежие данные от областного Управления ГИБДД: за семь месяцев этого года на территории Свердловской области водители общественного транспорта совершили 86 ДТП с пятью погибшими, на 12 аварий больше, чем за тот же период прошлого года. Правда, погибших на два человека меньше. При этом больше всего виновников столкновений — в муниципальных автопарках. Лидером стал екатеринбургский МОАП: с начала года 15 происшествий, в которых один человек погиб, 17 — травмированы. А ведь у «муниципалов» в отличие от «частников» в штате есть и медик, и механик, а водители перед выездом обязательно проходят медицинский и технический контроль. В чём же тогда причина высокой аварийности? Да в том, что в условиях острого дефицита квалифицированных «автобусников» за руль сажают всех желающих, в числе которых и те, кому такая работа противопоказана.
Основываю свое утверждение не на пустом месте. Согласно обследованиям областного учебно-курсового комбината, каждый пятый водитель общественного транспорта Екатеринбурга по психофизическим характеристикам не подходит на роль водителя пассажирского автобуса, то есть потенциально опасен для пассажиров, пешеходов, других водителей. Можно не сомневаться, что с кадрами в частных транспортных компаниях не лучше, там принцип один: лишь бы план по выручке выполнял, а как — никого не интересует. В желании заработать как можно больше шофёры рискуют своей и чужими жизнями, именно здесь кроются истоки их непредсказуемых действий на дороге. ЧП может произойти в любой момент и на любом маршруте. Судите сами: среди 1237 пассажироперевозчиков Свердловской области только 29 — муниципальные предприятия, 158 — частные со статусом юридических лиц, остальные — индивидуальные предприниматели, имеющие одну или несколько машин и фактически не подконтрольные. Можно ли быть уверенным в том, что эта армия водителей «бешеных «Газелей», как именуют маршрутки, частных «ПАЗов», «Богданов» и «Исудзу» проходит предрейсовый осмотр и отдыхает, как предписывают нормативы?
Страшный сон
— Мелкие автотранспортные предприятия заключают договоры с крупными компаниями, у которых в штате есть медик, и вместе с их водителями перед рейсом проходят освидетельствование. Но смело утверждать, что медосмотр проходят все, не берёмся, ведь купить сейчас можно любую печать, — пояснили в УГИБДД.
Нельзя также быть уверенным в том, что водитель достаточно отдохнул перед рейсом. Примеры у каждого перед глазами: кто ездит на работу и с работы по одному и тому же маршруту, замечал, что за рулём один и тот же человек. Если считать, что смена у водителей начинается с шести часов, то к моменту вашего возвращения домой он провёл в дороге никак не меньше 12 часов. На самом деле ездят по 14–16 часов и каждый день. Это же касается шоферов междугородных автобусов, а также «дальнобойщиков», которые частенько становятся виновниками трагедий на дорогах. Как пояснили в ГИБДД, соответствие записи в путевом листе или журнале выпуска на линию реальному времени, проведённому водителем за рулем, перепроверить затруднительно. А тахографы — приборы, контролирующие периодичность и продолжительность труда и отдыха водителя, по сути бесполезны, потому, что показания их никто не контролирует, хотя они в обязательном порядке установлены на всех автобусах вместимостью более 25 мест и на всех большегрузных междугородных машинах — фурах. Но вот свежий пример: всего через несколько дней после того, как Президент Дмитрий Медведев призвал силовиков обезопасить перевозку пассажиров, на злополучной автотрассе «Дон» тяжёлая фура таранила междугородный автобус, снова жертвы. По предварительной версии, виновник аварии — водитель грузовика заснул за рулём, и никакой контрольный прибор не смог помешать ему в этом.
По показаниям тахографа можно определить, сколько времени находится водитель за рулём и не пора ли ему отдыхать (через каждые четыре с половиной часа — 45 минут передышки, через девять часов — столько же времени на отдых), но проверять это некому. А случаев, когда у предприятия, чьи шоферы работают сверхурочно, отобрали бы лицензию, не было ни одного. Нарушители отделываются предписаниями прокуратуры — «устранить недостатки» или смехотворными штрафами по линии ГИБДД, другие санкции не предусмотрены законом. Равноценная ли это плата за убитых людей?
Дело — в системе
На взгляд многих экспертов, рейды силовиков, предпринимаемые для повышения безопасности в сфере пассажирских перевозок, нужных результатов не приносят и не принесут. До тех пор, пока не будет пересмотрен подход к системе перевозок и не налажен эффективный контроль. Пока же у семи нянек дитя без глазу, каждое ведомство работает в рамках своих полномочий и в меру своих возможностей, никто вроде бы не виноват в том, что нация каждый год теряет на дорогах (с учётом умерших «своей смертью» после восьми дней после ДТП) в три раза больше людей, чем потеряно за 10 лет войны в Афганистане.
Специалисты в сфере дорожной безопасности предлагают незамедлительно принять закон, чётко регламентирующий пассажирские перевозки, запретить сдельную оплату труда для водителей общественного транспорта, запретить работать на маршрутках с правами категории «В». В отделении технадзора и регистрации автотранспорта областного управления ГИБДД готовят своё предложение: отстранить от перевозок индивидуальных предпринимателей и тех, кто не в состоянии содержать собственный гараж, механика и медика. Но опасаются, как отреагирует начальство, если государство взяло курс на развитие и поддержку малого бизнеса. Смею уверить, отреагирует правильно: деньги, испачканные кровью, никому не нужны, да и прибыль с ущербом несоизмерима: в год более триллиона рублей потерь от ДТП. Нужен полновесный набор мер, которые приостановят братоубийственную войну на российских дорогах. Кстати, почему-то никто не предлагает ввести для транспортников обязательное страхование жизни и здоровья пассажиров, как, например, это сделано в авиакомпаниях. В условиях, когда перевозчики не видят и не хотят видеть ничего, кроме прибыли, это может серьёзно поправить нынешнее положение. Зная, что в случае аварии придётся выплачивать пострадавшим серьёзные компенсации за ущерб, владельцы транспортных компаний будут заинтересованы в максимальной безопасности пассажиров, сами наведут у себя порядок и возьмут под контроль водителей. Затраты, думаю, окупятся, ведь с рынка уйдет «мелочь», не способная купить страховку.
Пока правительственная комиссия по поручению Дмитрия Медведева готовит предложения по кардинальному изменению ситуации, в борьбу с нарушителями вступили… пассажиры. Как сообщили в областной ГИБДД, ежедневно на сайт управления от жителей области приходит по нескольку десятков сообщений о нарушениях правил пассажирских перевозок. Люди перестали мириться с тем, что их вынуждают рисковать. Всего лишь несколько лет назад они относились к этому иначе и возмущались действиями госавтоинспекторов, снимающих с рейса неисправные маршрутки и автобусы и наказывающих водителей за лихачество. Похоже, процесс пошел…