«Вечерний Екатеринбург» и Надежда Баяндина: «Неплательщик поневоле»
Что делать попавшим в трудную ситуацию?
В России отмечается резкий рост числа должников перед банками. По информации зам. руководителя управления Федеральной службы судебных приставов Свердловской области Сергея БЕЛОВА, озвученной в пресс-центре «ТАСС—Урал» 5 августа, долг уральцев составил около 6 млрд. руб.
Однако прежде чем говорить о способах решения проблемы, нужно понять её причины. Белов озвучил две. Первая — конечно, кризис. Большинство нынешних неплательщиков — работники промышленных предприятий и индивидуальные предприниматели, сильнее всех пострадавшие от негативных тенденций в мировой экономике. Но росту задолженности перед банками способствовали, по словам Белова, и… сами банки: раньше кредиты оформлялись почти всем, даже лицам без определённого места жительства, и почти всегда. Часто — без поручителей и залога. Были случаи, когда человек, проживающий, согласно прописке, в Екатеринбурге, набирал кредитов в финансовых учреждениях, расположенных в других субъектах федерации. А по месту прописки его просто не оказывалось. Но это уже «профессиональные неплательщики», живущие как раз за счёт кредитов. К таким применяется не только ст. 177 («Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности»), но и ст. 159 («Мошенничество»). Правда, доказать второе гораздо труднее.
И всё же привлечение к уголовной ответственности — крайний случай. До того предпринимаются попытки взыскать долг. Этим занимаются судебные приставы. С июля 2009 года их полномочия невероятно расширили. Согласно поправкам, если нужно обеспечить явку лица, уклоняющегося от вызова суда или пристава-исполнителя, работник подразделения по обеспечению установленного порядка деятельности судов может без разрешения (!) войти в жилое помещение, если есть основания полагать, что там скрывается нужный суду человек, и проверить документы. Кроме того, за приставами сохранилось право запрета должнику на выезд за границу. Однако, как оказалось, расширение полномочий — не выход (стоило ли в таком случае вводить поправки, ограничивая право человека на неприкосновенность жилища?). Сотрудники фискальных органов, как это обычно и бывает, продолжают «плакаться» по поводу того, что взыскать долг непросто. Как отметила, к примеру, исполняющая обязанности начальника отдела анализа и координации деятельности территориальных органов, подведомственных федеральной службе ГУ Министерства юстиции РФ по Свердловской области, Галина ГУРАЙ, к взысканию можно принять не всё.
Ограничения, например, касаются жилья, если оно — единственное для проживания; предметов домашней обстановки, связанных с профессиональной деятельностью; одежды и продуктов. Да и отчуждённое, дескать, трудно реализовать, в том числе из-за понижения его стоимости.
Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений БОЛОТИН предложил неплательщикам продавать имущество самим — быстрее, считает он. А время — это деньги: сумма долга будет расти, а пени за просрочку — капать.
Другой вариант решения проблемы — получение отсрочки. По словам всё того же Евгения Болотина, большинство банков Свердловской области готовы пойти на уступки. Особенной популярностью пользуются сегодня два предложения: увеличение срока погашения кредита (реструктуризация), что автоматически снизит ежемесячный платёж, либо предоставление отсрочки, в течение которой вносятся только проценты по кредиту.
— Однако плательщик должен понимать, что, соглашаясь на реструктуризацию, он, во-первых, заплатит больше, во-вторых — испортит свою кредитную историю, — предостерёг Болотин.
А если банк отказывается идти навстречу? Ждите, когда на вас… подадут в суд. Как выяснилось, второй способ — получение отсрочки — заключается именно в этом.
Как пояснила представитель областного Минюста, отсрочка или просрочка возможна только при наличии судебного решения. Грубо говоря, нужно дождаться повестки. Инициатором возбуждения дела выступает, как правило, кредитор, то есть банк. Он обращается в суд. Начинается процесс, в ходе которого принимается какое-либо решение, например о взыскании задолженности. Исполнение решения суда ложится на судебных приставов. Однако ждать, когда они придут к вам, не нужно. Получив повестку в суд, в течение 5 дней (они даются на добровольное выполнение решения суда) следует написать заявление с просьбой об отсрочке с приложением документов, свидетельствующих об уважительной причине невозвращения долга (в противном случае с должников дополнительно будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от суммы, подлежащей взысканию). Только при наличии заявления суд может принять решение об отсрочке или рассрочке исполнения решения. А может и не принять.
Так что вариантов у неплательщика поневоле по-прежнему негусто.