«Коммерсантъ», Анна Моторина и Николай Яблонский: «Екатеринбург остался без «умных» перекрестков»
Проект итальянской Elsag Datamat по управлению транспортными потоками заморозили
Мэрия Екатеринбурга решила приостановить внедрение автоматизированной системы управления транспортными потоками, проект которой разработала итальянская Elsag Datamat. Городская администрация отменила конкурс на строительные работы стоимостью более 186 млн рублей, ссылаясь на нехватку бюджетных средств. Но, если бы тендер состоялся, претензии к его организаторам могли появиться у антимонопольного ведомства, которое вчера вынесло решение о том, что мэрия нарушила закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Конкурс на монтаж системы управления дорожным движением по проекту, разработанному итальянской Elsag Datamat в 2007 году, должен был состояться 23 июля. Как уже сообщал «Ъ», автор проекта предлагал следующую схему: в дорожное покрытие 135 городских перекрестков будут вмонтированы индуктивные датчики, которые считывают информацию об интенсивности движения и с помощью GPRS передают ее в специально оборудованный Центр управления дорожным движением (ЦУДД). В зависимости от полученных данных, ЦУДД автоматически обеспечивает оптимальный режим работы светофоров. По мнению специалистов мэрии, такая система могла бы увеличить пропускную способность перекрестков и крупных транспортных узлов до 30%. Как тогда говорили в мэрии, исследовательскую работу и разработку самого проекта Elsag Datamat провела бесплатно, так как компания родом из Генуи, которая является городом-побратимом Екатеринбурга.
Для непосредственной реализации проекта был объявлен муниципальный конкурс, с победителем которого должен был быть заключен трехлетний контракт на общую сумму 186,457 млн рублей (в 2009 году предполагалось выделить 35,280 млн рублей, в 2010 году — 75 млн рублей, в 2011 году — 76,177 млн рублей). Первые 10 перекрестков мэр Аркадий Чернецкий потребовал оборудовать датчиками уже к 1 сентября.
Однако в минувшую пятницу, 24 июля, горадминистрация конкурс отменила. Как сообщили «Ъ» в комитете по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга, который выступал заказчиком конкурса, решение об его отмене было принято «из-за нехватки бюджетных средств». «Сейчас сложная экономическая ситуация, а на реализацию проекта требовалась очень крупная сумма, поэтому было решено его отложить до лучших времен. В нынешних условиях это не самая насущная потребность города», — пояснил собеседник «Ъ».
Но даже в том случае, если бы конкурс состоялся, его итоги были бы оспорены УФАС. Вчера свердловское антимонопольное ведомство признало, что организаторы конкурса нарушили ст. 22 и ст. 24 ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». С заявлением в антимонопольное ведомство обратился один из потенциальных участников тендера — ООО «ПСК-Сервис». Как рассказала юрист ООО «ПСК-Сервис» Екатерина Петрова, ее компания планировала участвовать в конкурсе, однако выяснилось, что в конкурсной документации отсутствует информация о самом проекте. По ее словам, «ПСК-Сервис» пытался получить необходимую информацию в мэрии, но там пояснили, что это невозможно, так как «проектно-сметная документация отсутствует в составе требований к конкурсу». Этот факт заметил и депутат гордумы Леонид Волков, который не исключил, что условия конкурса могли быть разработаны специально под структуру, связанную с Elsag Datamat.
Впрочем, санкций от антимонопольщиков не последует. «Жалоба была признана обоснованной, но никакого предписания не будет, поскольку сам конкурс уже отменен организаторами», — уточнила пресс-секретарь УФАС Марина Юсупова.
«То, что конкурс отменили — приятная новость, — считает господин Волков. — Во-первых, я как специалист в сфере IT-технологий (Леонид Волков является заместителем гендиректора компании «СКБ-Контур» — «Ъ») считаю, что реализация такого проекта стоит максимум 100 млн рублей, но никак ни 180 млн рублей. Во-вторых, я считаю, что для решения проблемы перегруженности дорог нужен комплексный подход». С ним соглашается общественный эксперт движения автомобилистов России по Свердловской области Андрей Старцев: «GPRS-система, по которой все городские светофоры должны быть синхронизированы, неэффективна, так как в случае отказа связи будет нарушена вся сеть. Во-вторых, в Европе датчики потоков автомобилей устанавливаются на ограждениях тротуаров, а в Екатеринбурге их предполагалось закатывать в асфальт, который еще и сам по себе не самого лучшего качества».