«Коммерсантъ» и Сергей Антонов: «Егоршинский радиозавод выключают»
Кредиторы требуют банкротства предприятия
Кредитор ОАО «Егоршинский радиозавод» (ЕРЗ, Свердловская область) инициировал процедуру банкротства предприятия. Иск о признании предприятия несостоятельным в арбитражный суд Свердловской области направило ЗАО «Уралкабель» (входит в УГМК), долг ЕРЗ перед которым составляет более 12 млн рублей. Таким образом, идея ряда акционеров егоршинского завода, настаивающих на процедуре замещения активов в рамках банкротства, может не реализоваться.
Как следует из материалов арбитражного суда заявление о признании ОАО «Егоршинский радиозавод банкротом «Уралкабель» подал вечером 17 июля. Дата предварительного заседания пока не объявлена. В «Уралкабеле» (входит в УГМК) вчера отказались от комментариев, пояснив, что речь идет о долге, по которому уже было вынесено судебное решение: в декабре 2008 года суд удовлетворил иск «Уралкабеля» к ЕРЗ на 12,7 млн рублей. На июнь 2009 года общая сумма кредиторской задолженности составила порядка 1,5 млрд рублей, из них около 1 млрд рублей — по банковским кредитам. Основными кредиторами являются ВТБ, Уральский банк реконструкции и развития, Свердловский губернский банк. В настоящее время счета завода арестованы.
Как уже писал «Ъ», критическая ситуация на ЕРЗ возникла в конце прошлого года, когда ОАО «АвтоВАЗ» отказался от заключения контракта с егоршинским заводом на 800 млн рублей, с января по апрель завод фактически стоял.
Акционеры с начала года обсуждают варианты вывода предприятия из кризиса. Так, с января они рассматривали возможность продажи контрольного пакета акций завода стороннему инвестору, в частности, переговоры шли с госкорпорацией «Ростехнологии». Но эта сделка не состоялась, и тогда топ-менеджмент начал готовиться к банкротству компании, но и здесь возникли разногласия. «Я и гендиректор Виталий Елькин предлагаем не просто распродать в рамках конкурсного производства все имущество завода, а провести замещение активов и выделить два юрлица: на одном сосредоточить военное производство, на другом — производство автокомпонентов. В дальнейшем кредиторы и стратегические инвесторы могут выкупить доли в этих структурах, например, по оборонному направлению интерес сотрудничать и, возможно, даже приобрести долю, проявляло ОАО Концерн «Созвездие». В таком случае мы сохраняем лицензии и технологии предприятия и даем ему шанс выжить», — говорит член совета директоров компании Алексей Герасимов. По его словам, эта схема уже была предложена банкирам, есть заинтересованность у стратегических инвесторов. «Мы проводили маркетинговое исследование — общий объем рынка автокомпонентов в России в 2008 году составляет $46,45 млрд, на первичный рынок приходится 24%, остальное — вторичный рынок. По нашим прогнозам весь рынок автокомпонентов к 2010 году должен вырасти до $55-56 млрд, за счет увеличения процента локализации собираемых в России иномарок и за счет обновления автопарка России», — говорит Алексей Герасимов. По его словам, кредиторы могут получить доли во вновь образовавшихся обществах в счет погашения долга.
Против предложенного варианта выступает Павел Чернавин, фактически контролирующий 51% акций ЕРЗ через аффилированные структуры. «Мы слышали этот вариант, он нас не устраивает, свои предложения по оздоровлению предприятия мы озвучим 22 июля на заседании правительства, до этого момента что-либо комментировать преждевременно», — заявил Павел Чернавин. Другой акционер завода Олег Матюшевич (считается человеком близким к господину Чернавину) рассказал, что он будет отстаивать сохранение единого производственного комплекса предприятия. «Разделение предприятия нужно для того, чтобы отдельные лица получили лакомую часть — производство проводки и демпферов для автомобилей, а остальное — им не интересно. Это тоже не спасает предприятие, поэтому мы считаем более правильным поиск инвестора на весь завод», — заявил он.
В любом случае, отмечает партнер Incor Alliancу Law Office Артем Абрамов, акционерам ЕРЗ стоит поторопиться с принятием решения: «Если бы они сами подали заявление о банкротстве, то реализовать свой сценарий им было бы гораздо легче». С ним соглашается и член НП «Саморегулируемая организация независимых арбитражных управляющих «Дело»» Владимир Рождественский: «Если иск о несостоятельности подан кредитором, который еще и не связан технологически или через своих учредителей с предприятием, то, как показывает практика, сценарий банкротства редко идет по замыслу акционеров. Его полностью будет контролировать инициатор, который предложит своего управляющего».
«Ъ» будет следить за развитием событий.