Владимир Фролов проиграл битву за «золотые парашюты»
Подходит к завершению очередной этап борьбы бывших топ-менеджеров банка «Северная казна» за право на «золотые парашюты». Кировский районный суд Екатеринбурга подтвердил законность требований экс-работников банка на получение компенсации за досрочное расторжение трудовых договоров в размере порядка 18 миллионов рублей на каждого.
Напомним, с требованиями взыскать с ОАО «Банк «Северная казна» задолженность по заработной плате и выходным пособиям в суд обратились уже бывшие первый заместитель председателя Правления банка Леонид Братцев, заместитель председателя Правления Сергей Куроптев, советник председателя Правления Валерий Малков и советник председателя Правления Евгений Парфенов.
По версии истцов, 24 октября 2008 года в банке с ними были заключены дополнительные к трудовым договорам соглашения, предусматривавшие увеличение окладов с 450 тыс. до 750 тыс. рублей в месяц, выходных пособий — с 6 до 24 окладов (примерно по 18 млн. руб. каждому), которые выплачиваются в случае, если с членами Правления расторгаются контракты.
В феврале 2009 года Кировский районный суд Екатеринбурга отказал в удовлетворении исков С. Куроптева и Л. Братцева. Иски Е. Парфенова и В. Малкова суд удовлетворил частично, отказав во взыскании выходных пособий.
В ответ бывшие руководители ОАО «Банк «Северная казна» направили в областной суд кассационные жалобы. В конце апреля 2009 года кассационная инстанция Свердловского областного суда направила иски на новое рассмотрение, и накануне районный суд удовлетворил иски менеджеров.
Таким образом, судебная инстанция подтвердила обоснованность самого требования о выплате «золотого парашюта» и признала законной внутреннюю процедуру ОАО «Банк «Северная казна», существовавшую на момент принятия и реализации решения об осуществлении дополнительных выплат сотрудникам.
Напомним, законность выплат оспаривало ОАО «Альфа-Банк», являющееся новым собственником «Северной казны». Руководство московского банка рассматривало стремление екатеринбургских менеджеров получить компенсации как незаконное обогащение.
Следует отметить, что на незаконности требований бывших подчиненных особенно настаивал и бывший владелец, экс-председатель Совета директоров «Северной казны» Владимир Фролов. В нескольких публичных заявлениях банкир говорил о том, что сам ничего о «золотых парашютах» не знал и саму практику подобных компенсационных выплат в отношении своих сотрудников осуждает.
Согласно версии В. Фролова, решение об увеличении заработной платы и введении ряда бонусов руководителям банка было принято без его ведома и без якобы необходимого одобрения со стороны Совета директоров кредитной организации. Более того, В. Фролов несколько раз заявлял о том, что, как только ему стало известно о происходящем, он немедленно отменил решение, единолично принятое председателем Правления банка Андреем Волчиком.
Сам В. Фролов в момент принятия решения о выплате «золотых парашютов», согласно его собственной версии, находился в Москве, где вел переговоры о продаже ОАО «Банк «Северная казна».
Отметим, что согласно версии бывших топ-менеджеров ОАО «Банк «Северная казна» ситуация с выплатами «золотых парашютов» складывалась иначе, нежели ее трактует В. Фролов.
В частности, Е. Парфенов и В. Малков в своих интервью подчеркивали, что выплата выходного пособия в размере шести месячных окладов была зафиксирована в их трудовых договорах еще с 2005 года, а в октябре 2008 года В. Фролов, в ситуации угрозы потери контроля над банком, сам дал указание Андрею Волчику принять меры, страхующие руководителей «Северной казны» от последствий недружественного поглощения.
Отметим, что данные противоречия наглядно иллюстрируют ситуацию с управляемостью в банке «Северная казна» накануне его продажи, а также степень компетентности принимавшихся при этом решений. Впрочем, о степени информированности руководства банка о происходящих в нем процессах сообщил и сам Владимир Фролов, в одном из своих интервью признавшийся, что не обладал полной информацией о сделке по продаже собственного банка, а его юристы понимали происходящее менее чем наполовину.
«Я свою собственную информированность о сделке по продаже банка оцениваю где-то на 70—80%, а юристов, ее сопровождающих, — процентов на 40—50%», — заявил тогда предприниматель.
Как бы то ни было, мнение Владимира Фролова теперь опровергнуто судом. «Золотые парашюты» признаны законными.
Впрочем, нельзя исключать, что судебный конфликт вокруг «золотых парашютов» еще не закончен. Вполне возможно, что юристы ОАО «Альфа-Банк» предпримут попытку вернуть кредитной организации более 70 миллионов рублей и попытаются оспорить решение Кировского районного суда Екатеринбурга в вышестоящей инстанции.