Управляющий партнер «Адвокатского бюро 35» Леонид Тарабанчик: Введя комиссионный сбор, СвЖД искусственно завысила тарифы на проезд в пригородном транспорте
УрБК, Екатеринбург, 15.07.2009. «Во введении Свердловской пригородной компанией комиссионного сбора мало вопросов права, а больше соображений из серии экономики и целесообразности. Однако логика здесь своеобразная: железная дорога несет дополнительные расходы на содержание штата работников, проводящих обилечивание пассажиров во время движения электропоезда, когда эти пассажиры не позаботились о билетах на станциях, оборудованных кассами. В то же время в поезде все равно происходит обилечивание пассажиров, севших на станциях, где нет касс», — заявил УрБК управляющий партнер «Адвокатского бюро 35» Леонид Тарабанчик.
Напомним, с целью противодействия безбилетному проезду, а также по причине увеличения затрат ОАО «Свердловская пригородная компания» на оплату труда контролеров-кассиров, в пригородных поездах на территории Свердловской и Тюменской областей к стоимости пассажирского билета введен комиссионный сбор в размере 100 рублей за оформление проездных документов непосредственно в поезде гражданам, совершившим посадку на станциях, оборудованных кассами.
«Если железнодорожники считают экономически нерациональным установление касс на всех остановках поезда, они заменяют отсутствие касс кассирами-контролерами в составах. Аргумент, что перевозчику нужно брать комиссию за продажу дополнительных билетов и тем самым покрывать свои расходы на содержание контролеров-билетеров, неубедителен и лишен экономической обоснованности. Я здесь вижу повод для вмешательства Свердловского управления Федеральной антимонопольной службы, поскольку ведомственные интересы железной дороги, мягко говоря, не сочетаются с интересами общественными. Речь идет об искусственном повышении тарифов на проезд в пригородном железнодорожном транспорте. Любой гражданин, который считает, что его права нарушаются завышением платы за проезд, может проявить инициативу и обратиться в Свердловское УФАС России», — добавил эксперт.
«Это вопрос конфликтный. Еще нужно доказать, на какой станции пассажир сел, есть ли там касса, была ли касса открыта или кассир в тот момент отлучился. Аргумент о предварительной покупке билетов в кассе также сомнителен: пассажиру должно быть удобно покупать билет на пригородный поезд, хоть за пять минут до его отправления. В конце концов, пусть введут гибкую систему с льготными проездными билетами. Железная дорога должна быть пассажироориентированной, а не наоборот», — заключил Л. Тарабанчик.