«Коммерсантъ» и Алексей Екимовский: «Российским железным дорогам позволят подорожать»
Тарифы на грузоперевозки в 2010 году вырастут на 9,4%
Правительство пошло на компромисс по индексации грузовых железнодорожных тарифов. С 1 января 2010 года они вырастут на 9,4%, а не на 11,3%, как хотели железнодорожники. Зато еще более жесткий вариант индексации — на 1,6% — больше не рассматривается. ОАО РЖД рассчитывает, что государство снова компенсирует выпадающие доходы монополии из бюджета, что потребует 19 млрд руб. Однако аналитики считают, что такая сумма «не слишком существенна» для монополии и рассчитывать на целевые госсубсидии в 2010 году ей не стоит.
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) добилось увеличения грузовых тарифов в 2010 году на 9,4%, такой уровень индексации зафиксирован в сценарных условиях социально-экономического развития РФ, одобренных правительством на прошлой неделе. Источник в правительстве, которого цитирует «Интерфакс», пояснил: «Это необходимо, чтобы обеспечить финансовую сбалансированность РЖД». Он подтвердил, что более жесткий вариант прогноза Минэкономики предполагал индексацию тарифов в 2010 году всего на 1,6%, но встретил противодействие со стороны ОАО РЖД. Сама монополия требовала повышения тарифов на 11,3%.
В ОАО РЖД официально не комментируют эту информацию. Источник в монополии сказал «Ъ», что позиция компании по вопросу индексации тарифов не изменилась: правительственные решения по поддержке экономики не должны субсидироваться за счет железнодорожной инфраструктуры, поэтому государство должно найти источник для компенсации выпадающих доходов ОАО РЖД.
В 2009 году из-за кризиса государство также ограничило рост грузовых тарифов. Вместо утвержденных 14% они были подняты на 8% в два этапа — на 5% с 1 января и на 5,7% с 1 июля. Для компенсации потерь ОАО РЖД бюджет предоставил компании субсидию в размере 50 млрд руб. «Точно такой же алгоритм должен быть и на следующий год»,— заявил на прошлой неделе президент ОАО РЖД Владимир Якунин, согласившись, что повышение железнодорожных тарифов оказывает негативное влияние на развитие промышленности. Ранее вице-президент ОАО РЖД Валерий Решетников отмечал, что рост тарифов на 1% добавляет в доходы монополии порядка 10 млрд руб. Это означает, что при сокращении планировавшейся индексации тарифов с 11,3% до 9,4% выпадающие доходы ОАО РЖД могут составить порядка 19 млрд руб. (при индексации на 1,6% — порядка 97 млрд руб.)
Аналитики полагают, что решение об индексации тарифов на 9,4% должно устроить ОАО РЖД. «19 млрд руб.— не слишком существенная сумма для монополии, такой дефицит вряд ли даже заставит ее всерьез заняться сокращением издержек»,— полагает глава аналитического департамента «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго. Он уверен, что субсидия на эти цели в «истощенном кризисом бюджете 2010 года», скорее всего, не будет предусмотрена. По мнению господина Шаго, рассчитывать на восстановление грузопотока по железной дороге в 2010 году также нельзя. Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов добавляет, что высокие тарифы только сдерживают грузопотоки, восстановлению погрузки может способствовать снижение цен или хотя бы отсутствие роста.