Обзор прессы
08.07.2009

«Уральский рабочий» и Елена Мационг: «Принцип домино»

Область может захлестнуть волна банкротств

Как отмечают аналитики, под тяжестью долгов сегодня тонут 80 процентов предприятий Среднего Урала. Практически все они — потенциальные банкроты.

При этом, по большому счету процедура банкротства невыгодна сегодня ни кредиторам, ни власти, ни собственникам. Банкам, потому что даже влачащее жалкое состояние предприятие все-таки худо-бедно, но гасит хоть малую часть долгов. Государству, потому что, в случае «смерти больного», придется нести тяжесть социальных обязательств перед работниками. А собственникам, если, конечно, это не «мавроди», стремящиеся «кинуть» всех, чтобы вывести свои активы, желательно сохранить бизнес.

И все же в период кризиса патологические процессы в экономике принимают характер пандемии. Срабатывает принцип домино, когда одно больное производство тянет за собой другие. По данным управления Федеральной налоговой службы, 600 процедур банкротства на Среднем Урале уже возбуждено. И промышленники, и кредиторы едины во мнении, что это только начало.

Беда еще и в том, что банкротство в России воспринимается исключительно в той его уродливой форме, означающей полную ликвидацию, разорение производства. Увы, практика такова, что за последние годы лишь для единиц производств на Урале эта процедура означала реальное финансовое оздоровление и подъем предприятия. И это докризисные данные, когда еще находились средства на проведение «терапии», а что будет сейчас?

Можно ли остановить волну банкротств? Можно ли сохранить бизнес, если долги тянут ко дну? Эти вопросы стали главными в ходе обсуждения на круглом столе, в котором приняли участие промышленники, кредиторы, представители власти, юристы, ученые и общественные деятели Среднего Урала.

— От грядущей волны банкротств пострадают в первую очередь добросовестные собственники, — считает Павел Чернавин, президент компании «Автомобили и моторы Урала». — Те, кто долгое время поднимал свое производство, пытался закрепиться на рынке. Сегодня в машиностроении Среднего Урала объемы продаж упали на 90 процентов, собственники при всем желании не в состоянии платить по долгам. И как минимум 70 процентов из них в перспективе окажутся банкротами. Это неизбежно во многом еще и благодаря специфике законодательства о банкротстве. Оно было написано еще до «болезни» и порог «чувствительности» к просроченным долгам в итоге оказался очень высоким. Сегодня налоговой инспекции достаточно незначительного набора показателей, чтобы инициировать процедуру банкротства. В условиях кризиса закон о банкротстве необходимо корректировать.

Очевидно, правка необходима и в той его части, которая бы не позволяла в результате банкротства бизнеса оставлять сотни наемных работников без денег.

— Особенно показателен в этом отношении пример Лобвинского биохимзавода, — констатирует Алексей Киселев, заместитель председателя Федерации профсоюзов Свердловской области. — Предприятие в Лобве банкротилось дважды, и дважды несколько сотен его работников оставались без зарплаты. Теперь люди не верят ни власти, ни бизнесу.

— Всегда найдется 400 «честных» способов украсть и при этом не сесть в тюрьму, — эмоционально заметил Сергей Черкасов, председатель комиссии по вопросам перспектив городского развития Общественной палаты Екатеринбурга. — Мы все прекрасно видим, что сегодня начался процесс массового вывода капиталов собственниками, чьи производства находятся на грани банкротства. Для чего многие умышленно разводятся с женами, переводят на них средства своих предприятий. А когда придет налоговый инспектор, платить по долгам будет, естественно, нечем. Честное купеческое слово: взял — обязательно отдам, сегодня для многих бизнесменов — пустой звук.

И хотя пример ушлых мужей и их жен собравшиеся все же посчитали не столь характерным, но при этом все едины во мнении, что под тяжестью долгов сегодня нередко тонут даже те из собственников, о которых еще шесть-восемь месяцев назад говорили исключительно как об эффективных.

— Эта угроза висит сегодня над каждым, вне зависимости от того, насколько безмятежно шли дела вчера и сколько наград за успешное ведение бизнеса было получено, — признается Андрей Беседин, генеральный директор «Уралпромоборудования». — По многим предприятиям машиностроительного союза Среднего Урала, а это более 80 производств: начиная от «Уралмаша», заканчивая небольшими сборочными цехами, первые шаги на пути к процедуре банкротства налоговая уже сделала. По десятку производств этот процесс уже пошел. Чем это грозит собственнику? Конечно, если банкротство будет проведено грамотно, технично, оно не станет синонимом разорения. И все же в результате неизбежны проблемы при заключении договоров с потребителями и поставщиками, поскольку банкротство — это мощный удар по бренду, имиджу компании.

Одна из главных причин, ведущих к массовой волне банкротств, по мнению Андрея Бриля, кандидата экономических наук, председателя совета директоров «Корин холдинга», та, что государство сознательно сделало ставку на крупный бизнес, при этом малый и средний сектор в какой-то степени оказались принесены в жертву кризису.

— Понять власти можно. Это сделано, чтобы избежать социальных потрясений, выполнить главные обязательства перед людьми, — отмечает эксперт. — И в этой ситуации малому и среднему бизнесу ничего иного не остается, как проявить мудрость и вместо того, чтобы бегать и упрашивать власти, напротив, попытаться помочь государству совместно решить проблемы своего сектора.

Еще одна причина, ведущая к банкротству, по мнению аналитиков, — отсутствие средств на кредиты малому и среднему бизнесу. В стране для этого не находится «длинных» и дешевых денег. Иными словами, перекредитование сегодня практически невозможно. В банках собственникам прямо говорят, что любая процедура переоформления кредитов будет сопровождаться существенным повышением ставок.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
18.05.2011 Заместитель председателя комитета по бюджету свердловской Областной Думы Илья Гаффнер: К банкротству сельхозпредприятий необходимо относиться более внимательно

УрБК, Екатеринбург, 18.05.2011. «То, что сегодня происходит на селе, — это не финансовое оздоровление, а убийство ...

13.07.2009 «Деловой квартал» и Дмитрий Шлыков: «Банкротства ставят на поток»

600 предприятиям Свердловской области грозит банкротство в самое ближайшее время. По формальным признакам разориться ...

02.07.2009 Президент ЗАО «Автомобили и моторы Урала» Павел Чернавин: Необходимо создать новый закон о банкротстве, применимый в период кризиса

УрБК, Екатеринбург, 02.07.2009. «Нынешний закон о банкротстве был написан для стабильной экономической ситуации, не ...

02.07.2009 Генеральный директор ЗАО «ТПО «Уралпромоборудование» Андрей Беседин: Более 10 машиностроительных предприятий банкротятся налоговыми органами

УрБК, Екатеринбург, 02.07.2009. «О банкротстве начинают говорить в двух случаях: если возникает угроза, что кто-то ...

19.06.2009 Президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области Анатолий Филиппенков: Четкой программы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса сегодня нет

УрБК, Екатеринбург, 19.06.2009. «Если говорить о малом бизнесе сегодня, то «мертвы» процентов десять предприятий, ...