«Областная газета» и Маргарита Вашляева Как спасти завод?
Об электромеханическом заводе в небольшом посёлке Баранчинский широкая общественность вспомнила в связи с серьёзным и до сих пор неразрешённым конфликтом собственников и менеджеров этого предприятия. А между тем завод имеет славную историю: по большей части его продукция и сегодня востребована. Но, к сожалению, нынешние собственники разорили БЭМЗ, и потому губернатор Э. Россель лично включился в борьбу за его спасение.
Об электромеханическом заводе в небольшом посёлке Баранчинский широкая общественность вспомнила в связи с серьёзным и до сих пор неразрешённым конфликтом собственников и менеджеров этого предприятия. А между тем завод имеет славную историю: по большей части его продукция и сегодня востребована. Но, к сожалению, нынешние собственники разорили БЭМЗ, и потому губернатор Э. Россель лично включился в борьбу за его спасение.
Рабочую неделю Эдуард Россель начал в Баранчинском, где провёл совещание. Губернатора сопровождали высокопоставленные сотрудники областного правительства и федеральных органов по Свердловской области: первый заместитель председателя правительства — министр промышленности и науки Анатолий Гредин, его первый зам Юрий Зибарев, министр энергетики и ЖКХ Юрий Шевелёв, заместитель прокурора Свердловской области Олег Любимов, замначальника ГУВД по Свердловской области Николай Мардасов, замначальника УФСБ по Свердловской области Сергей Половнёв и другие. Здесь же присутствовала Уполномоченный по правам человека Свердловской области Татьяна Мерзлякова, глава Горнозаводского управленческого округа Андрей Смирнов, глава Кушвинского городского округа Галина Никитина.
Заводчан на совещании представляли: генеральный директор ЗАО «Баранчинский электромеханический завод» Григорий Карпунин, председатель совета трудового коллектива, заместитель директора по сбыту Юрий Батырев.
От лица собственников была Елена Копытова, генеральный директор ООО «Инвестиционная группа «Капитал», которой принадлежит 74,74 процента акций ЗАО «БЭМЗ».
Эдуард Россель сначала прошёл по цехам. В цехе номер пять ему показали самый современный на предприятии станок германского производства для лазерной обработки металла. Пара молодых мужчин вырезали заготовки для основных изделий, кроме гостей и этих двух рабочих в огромном заводском цехе никого не было. Видимо это зрелище вызвало у губернатора тягостные чувства, в которых он признался позднее, уже в директорском кабинете, сразу задав очень резкий тон разговору.
— Завод длительное время не работает нормально, — заявил Эдуард Эргартович. — Завод замечательный, и мне жаль было видеть то, что я увидел.
Эдуард Россель напомнил такой факт из своей биографии: некогда, ещё в советское время, строительный трест, который он возглавлял, работал и в Баранче.
— Мы строили цеха, одновременно — жильё, детские сады, собирали здесь уникальный коллектив, внедряли технологии, которые до сих пор остаются непревзойдёнными.., — сокрушался Эдуард Эргартович, и позднее мы, журналисты, сами прониклись чувствами губернатора — нам показали несколько цехов.
Например, цех полуфабрикатов и дизель-генераторных установок. Здесь сейчас работают всего 19 человек из 35 положенных по штатному расписанию. В прошлом году каждый месяц цех выдавал валовый продукт на сумму от трёх до пяти миллионов рублей. В апреле текущего года — всего на два миллиона. Дизель-генераторов выпускали в месяц 40–45 штук, в июне же сделали пять…
Здесь же установлена линия по производству лифтов разного назначения. При том, что в Свердловской области потребность в замене действующих лифтов превышает 70 процентов — это более 1200 штук, баранчинские машиностроители выпускают их чуть более десятка в месяц.
— А ведь наш завод некогда был заводом-лабораторией, где мы апробировали все самые передовые технологии и оборудование, очень обидно, что сегодня завод угасает, — говорит начальник этого цеха Владимир Конищев.
Одним словом, участники совещания были готовы обсуждать все возможные варианты с собственниками, поскольку только они способны сейчас своими разумными действиями спасти хотя бы то, что ещё можно спасти.
Поскольку на совещании звучали факты, представляющие собой коммерческую тайну, оно прошло в закрытом режиме.
Из зала совещаний все участники выходили в довольно нер-возном состоянии — понятно, что разговор был более чем горячий. Ещё бы, ведь собственники накопили сотни миллионов долгов. Елена Копытова от комментариев отказалась. Однако вашему корреспонденту удалось всё— таки узнать некоторые подробности нынешнего финансового состояния предприятия.
Так, по словам министра промышленности Анатолия Гредина, имущество завода заложено во Внешторгбанке (Александр Парамонов, управляющий филиалом ВТБ в Екатеринбурге, тоже был на совещании), стоимость всех его фондов — 268 миллионов рублей. По словам генерального директора Григория Карпунина, заложены земля, постройки, оборудование. А кроме того, «Капитал» назанимал у завода примерно 100 миллионов рублей.
Ситуацию по зарплате прояснила Татьяна Мерзлякова. По её словам, долг равен 24 миллионам рублей, да ещё налоговикам завод должен 57 миллионов рублей. Долги за газ — 40 миллионов.
Из всего услышанного можно было сделать вывод, что положение завода не было бы столь плачевным, если бы не конфликт между собственниками в лице Копытовой и её команды и менеджментом, а фактически — генеральным директором Карпуниным.
Зампрокурора области Олег Любимов сказал для прессы, что все возможные меры прокурорского воздействия к собственникам применяются. Более того, правоохранительные органы расследуют, не было ли банкротство, которое с февраля инициирует в судебном порядке Копытова, преднамеренным, как и невыплата зарплаты. В случае, если следствие это установит, будет возбуждено уголовное дело.
Но корень проблемы в том, что заложниками оказались работники предприятия, которые неритмично и не в полном объёме получают зарплату с октября прошлого года. Да, в настоящее время выплаты начались, кое-что из прошлых долгов всё— таки выдали. Но предприятие не может набрать стабильные обороты, и это признал генеральный директор: не на что приобретать материалы, проводить модернизацию и так далее.
В такой ситуации коллектив оказался на грани социального взрыва.
Этого допустить никак нельзя — такова позиция губернатора Эдуарда Росселя. В апреле специальное совещание по проблемам завода провёл председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров. На повестке дня был, в частности, и вопрос погашения долгов перед коллективом — на тот момент они составляли 19 миллионов. Однако с того времени долги выросли до 24 миллионов, и всё это — отражение деструктивной позиции собственников.
Итогом совещания, которое провёл Эдуард Россель, стали конкретные условия, суть которых пояснила свердловский омбудсмен.
— До 1 августа коллективу должны быть выплачены все долги, накопившиеся с октября, — сказала Татьяна Мерзлякова. — В противном случае начнётся ускоренная процедура банкротства.
Итак, юридические инструменты для того, чтобы получить деньги с собственника, есть. Но важно, каковы настроения в коллективе. Татьяна Мерзлякова определяет их как тревожные.
Совет трудового коллектива, который немедленно был создан на заводе после совещания при председателе правительства, — очень эффективная антикризисная мера, поскольку теперь сами рабочие в лице своих представителей могут отслеживать денежные потоки, поступающие на счета предприятия.
И, как показалось мне в разговоре с гендиректором, на предприятии совет трудового коллектива уже заявил о себе как о влиятельном участнике переговорного процесса.
— Совет трудового коллектива… — искал слова Григорий Карпунин, — это, наверное, не совсем то, что нужно в «нормальное время»… Однако я готов признать его необходимость как антикризисного инструмента. Прежде всего в социальном плане…
Итак, переговорный процесс пущен, и уже есть совместно принятые решения.
— Можете ли вы собственников принудить рассчитаться с долгами? — расспрашивала я областного заместителя прокурора.
— Только убеждением! — категорически заявил Олег Любимов. — И, поверьте, Эдуард Эргартович прилагает все свои способности переговорщика, свой авторитет для того, чтобы ситуация на заводе стабилизировалась. Социальная стабильность в Баранчинском и Кушве полностью под контролем.
Как ранее заявлял Эдуард Россель, неэффективным собственникам нет места в Свердловской области, и принимаемые меры в отношении таких «горе-владельцев» будут предельно жёсткими. Как известно, такую позицию губернатора Свердловской области одобряет Президент России Дмитрий Медведев. В помощь губернатору — большие надежды и доверие, которые возлагают на него баранчинцы.