«Московский Комсомолец» и Сергей Дьячков: Балаган на продажу
Кризис – тяжелое и мутное время. От безденежья и отсутствия перспектив некоторые наши сограждане пытаются превратить в деньги все, что имеют. Солидные некогда люди не брезгуют выставлять на продажу честь, совесть, достоинство и доброе имя. За сдельную цену продаются авторитетные мнения, подписи известных персон, да что там – целые творческие союзы.
Не избежало печальной участи и Свердловское отделение российского союза журналистов. В советское время это действительно была влиятельная организация, объединявшая чуть ли не всех отечественных работников пера и фотоаппарата. Но перестройка, а потом и лихие 90-е все изменили. Журналистских союзов стало много, а авторитета у общественных организаций изрядно поубавилось. Да и журналистам, в большинстве своем, стало не до общественной работы – в условиях капитализма журналистов традиционно кормят ноги, а не корочки творческого союза.
В результате в отдельных регионах отделения Союза журналистов оказались в руках «темных» личностей. Так, в Свердловской области местное отделение Союза «приватизировал» один человек – Дмитрий Полянин. За последние семь лет он фактически стал хозяином союза.
Кто же такой Дмитрий Полянин, как и перед кем он заслужил высокую честь возглавить старейшее объединение журналистов Свердловской области?
В середине 90-х годов он попал в когорту политтехнологов, близких к областным властям. В качестве «черного пиарщика» участвовал в нескольких предвыборных кампаниях. За «заслуги» перед властью был назначен начальником Управления печати и массовой информации Свердловской области. Был владельцем и издателем первой, по-настоящему «желтой», уральской газеты «Вечерних ведомостей из Екатеринбурга». Это издание запомнилось, в первую очередь, скандальными «наездами» на региональных политиков и предпринимателей. Один из скандалов закончился бесславной гибелью издания: владелец концерна «Калина» Тимур Горяев подал на газету в суд и выиграл иск о защите чести и достоинства. После уплаты штрафа «Вечерние ведомости» закрылись.
Без скандальной газеты Дмитрий Полянин быстро перестал интересовать областные власти и вскоре лишился поста в правительственных структурах. В качестве «компенсации» ему выдали скромное «кормление» — место главы областного Союза журналистов.
Впрочем, и на новом месте он отметился не столько заботой о коллегах по цеху, сколько новыми скандалами. Так, в 2005 году он был замечен в организации черной пиар-кампании против бывшего мэра Нижнего Тагила Николая Диденко. Муниципальный чиновник обратился в Союз журналистов с требованием призвать распоясавшегося пиарщика к ответу.
Большое Жюри Союза журналистов вроде как и «осудило» своего главу, а Полянин даже заявил, что готов извиниться перед Диденко: «Если мои высказывания являются единственным препятствием для вступления администрации города в переговоры с журналистами, то я готов принести Николаю Наумовичу свои извинения», – заявляет он в решении Большого жюри. Однако сам Полянин, по сообщениям СМИ, решение собственного союза проигнорировал – не устранил единственное препятствие перед диалогом администрации Нижнего Тагила и журналистского сообщества. Более того, впоследствии он был замечен в организации очередной «травли» Диденко в прессе.
Как заявил в беседе с корреспондентом «МК–Урал» Дмитрий Полянин, его готовность извинений все еще в силе, если, конечно, экс-мэр Нижнего Тагила сядет за стол переговоров с журналистами. Получается, что глава областного Союза журналистов противоречит решению Большого жюри.
И не удивительно. Уж сам-то он знает, чего стоят решения этого самого «Большого жюри». Может и создавалось оно для вынесения моральной оценки поступкам отдельных членов союза устами наиболее авторитетных журналистов и от имени всего Союза, но на практике «Большое жюри» с самого начала превратилось в «несмешной балаган», не вызывающий у профессиональных работников СМИ ничего, кроме удивления.
Короче говоря, на все решения «жюри» никто не обращал особого внимания. Что уж говорить о тех, кто и не состоит в Союзе журналистов! Далекому от аппаратных игр внутри Союза журналистов человеку совершенно непонятно, почему ему вообще должно быть интересно мнение внутреннего органа одной из множества общественных организаций. Казалось бы, о чем тут говорить?
Но в тяжелую годину кризиса и этот залежалый товар можно «выставить на продажу». Конечно, самих журналистов никаким полянинским «Большим жюри» не запугаешь и не удивишь. Но вот «продавать» его в качестве «пугала» людям, далеким от средств массовой информации – вполне возможно. Тем более что и покупатель имеется.
Казалось бы, кому это может быть интересно? Не секрет, что в период кризиса на Урале нашлись компании, который вели себя, мягко говоря, не очень этично. Многие из них совершали откровенно некрасивые поступки: задерживали платежи, сокращали рабочих, «кидали» контрагентов. Один из банков на месяц заморозил счета своих клиентов, называя их при этом «сайгаками». Конечно, журналисты не могли пройти мимо таких фактов. Исполняя свой долг, корреспонденты уральских СМИ публиковали нелицеприятные для «нечистых на руку» дельцов факты, выводили на чистую воду самых недобросовестных участников рынка.
Сейчас, когда острая стадия кризиса миновала, компаниям хочется отомстить журналистам. Подать в суд они не могут – ведь СМИ писали чистую правду. И тут на помощь и приходит Дмитрий Полянин, предлагая в качестве «инструмента воздействия» свое «Большое жюри». По его словам, оно вполне может «наказать» журналистов, заставить их осознать свою вину, прекратить писать нелицеприятную правду. И обиженные банкиры, и предприниматели заглатывают наживку – ведь им очень хочется получить хоть какое-то доказательство своей «победы» над зарвавшимися журналистами. Впрочем, разочарование неизбежно. Ведь решение «Большого жюри» — не более чем «филькина грамота», не имеющая никакого юридического статуса и практического смысла. Другое дело, что заказчики представления могут так и не понять, что их, грубо говоря, «развели», и с таким же успехом они могли посылать свои жалобы на журналистов хоть в ближайший ЖЭК и спортлото.
Что же касается самого господина Полянина, то Бог ему судья. В кризис каждый зарабатывает, как может, даже «распродавая» остатки былого авторитета Союза журналистов первому заинтересованному заказчику с «большой мошной».