Рынок телекоммуникаций: с нами или без нас?
Говорят, что кризис — это самое подходящее время для развития бизнеса. Для отрасли телекоммуникаций, ежегодный прирост которой по стране, по официальной статистике, составляет 25—30%, это утверждение, кажется, подходит больше всего. Когда финансовая рецессия только начиналась, в Европе и Америке финансовые аналитики попытались определить, на чем никогда в жизни не будут экономить люди. Получилось лишь две позиции: связь и дети. Причем связь — на первом месте.
Россияне — не исключение. Получив за последние 10 лет доступ к современным инфокоммуникациям, мы уже не можем представить себе свою жизнь без телефона, Интернета. Сегодня ровно с тем же рвением, что и 10 лет назад, бизнес, государство и человек осваивают новые возможности современных технологий. Интернет — уже со скоростью, о которой 5 лет назад можно было только мечтать, — видеоконференцсвязь и виртуальные частные сети — такой набор новых услуг, интерес к которым огромен, сулит телекоммуникационным компаниям по меньшей мере устойчивое положение в период нестабильности, а по большому счету, стратегически, — успех на долгие годы вперед.
Крупные операторы стремятся расширяться из Москвы и Петербурга в регионы, где концентрация пользователей и трафика еще не столь велика. Предполагается, что там существует возможность легкого и быстрого роста для крупного оператора (провайдера), который сумеет первым захватить клиентские базы, находящиеся в настоящий момент в ведении местных операторов. Сделать это, признаемся, не сложно. Клиент, пусть даже и самый верный, пользующийся вашими услугами не первый год, хочет развиваться: он хочет скоростной Интернет в свой офис на уровне, скажем, 10/100Мбит/с, хочет организовать доступ своих филиалов к папкам и файлам головной компании, хочет организовать виртуальную сеть, сэкономив при этом на услугах междугородней связи. Выполнить такие запросы, значительно не вкладываясь в развитие инфраструктуры, не под силу региональным провайдерам. Особенно в нынешний период. Чего не скажешь о крупных национальных «игроках», которым предоставить данные услуги гораздо проще на уже готовых инфраструктурных возможностях. Что же, региональным операторам (провайдерам) предстоит сойти со сцены на самом «интересном месте», смирившись с ситуацией? Или всё же попытаться найти выход, который позволит сохранить бизнес и клиентов и получить новый импульс к развитию?
Механизм, который позволит решить вышеперечисленные проблемы, предложил некоторое время назад национальный оператор связи компания «Синтерра». Компания, обладающая разветвленной инфраструктурой во всех регионах страны (общая протяженность наземных магистральных междугородных сетей, принадлежащих компании, — более 72 тыс. километров), предлагает воспользоваться имеющимися мощностями операторам и провайдерам на местах. Причем «Синтерра» практически единственная компания, которая строила и строит свои сети не в обход районных центров, а наоборот.
«Синтерра» разработала очень выгодную для местных игроков схему сотрудничества. Региональные провайдеры просто арендуют у «Синтерры» ее магистральные сети, получая при этом все возможности таких сетей. То есть клиентскими базами по-прежнему будет заниматься региональный провайдер, «Синтерра» же намерена ограничиться поддержанием нормального функционирования сетей, их развитием и модернизацией. Такая ситуация несет в себе ряд преимуществ для игроков на местах, и, пожалуй, самое главное из них — способность на равных противостоять потенциальным столичным конкурентам.
В случае сотрудничества региональные операторы смогут предоставить своим клиентам (чьи требования к качеству связи и контенту постоянно растут) новые развернутые линейки услуг и, конечно, снижение тарифов.
Важно также учитывать, что «Синтерра» — это группа компаний, оказывающих различные услуги в сфере телекоммуникаций, и, входя в число партнеров «Синтерры», операторы получают льготные условия оказания других предоставляемых услуг. Например, для партнеров «Синтерры» являются бесплатными так называемые операторские перемычки, организуемые для соединения с соседними сетями, — такие услуги оказываются на базе центров обработки и хранения данных (ЦОД). В ЦОДах, или, как их еще называют, дата-центрах, можно также разместить свое оборудование — центры обеспечивают его надежную защиту и бесперебойную работу. Сеть ЦОДов «Синтерры» постоянно расширяется: сегодня они присутствуют в 6 городах страны: Москве, Краснодаре, Новосибирске, Томске, Ставрополе и Мурманске, уже к концу лета будут построены еще два, в Петербурге и Казани, — и расширение сети центров продолжится. Дополнить спектр предложений «Синтерры» может ее контакт-центр с площадками в четырех городах России.
«Синтерра» показала очень хорошую динамику роста выручки, одну из лучших на рынке. Прежде всего, это связано с реализацией крупных проектов и расширением клиентской базы», — так характеризует, например, положение компании в 2008 году аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова, добавляя, что, по ее прогнозу, компания сможет сохранить высокие темпы роста и в ближайшие годы. Здесь стоит добавить, что «Синтерра» чаще всего привлекает к сотрудничеству на масштабных проектах (на многих из которых заказчиком выступают разветвленные государственные структуры) и своих новых региональных партнеров, благодаря чему и у них тоже растет клиентская база. Это выгодно: только за прошлый год совокупная выручка 200 региональных операторов от проектов, предположенных «Синтеррой», составила 2,7 миллиарда рублей.