«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Ударим дорожным строительством по кризису»
Думается, прибывающие к нам в эти дни со всего Евразийского континента, из Южной Америки и других частей света гости будут немало удивлены тем, что, несмотря на очевидный во всём мире кризис, в Екатеринбурге идёт прямо-таки тотальное дорожное строительство.
И ведь действительно: только методом быстрой замены при помощи фрезы старого покрытия и последующего оперативного укатывания горячего асфальта запланировано отремонтировать за сезон более 27,2 км дорог — в самых разных районах города. Кроме того, мы знаем, возводятся сразу несколько крупных развязок: в районе Московской горки; на Репина—Гурзуфской—Дерябиной—Токарей; по Металлургов на выходе на Московский тракт. Строятся подземные пешеходные переходы, автомобильные парковки; идёт замена трамвайных путей и т.д. Всего на новое строительство, реконструкцию и ремонт городских магистралей и инженерных сооружений в этом году из бюджета выделено более 3 млрд. рублей. И это плановое финансирование! Если кто-то считает, что дороги у нас строятся и ремонтируются лишь ради дорогих шосовских гостей, то вот красноречивый факт: дополнительно в рамках подготовки к саммиту глав государств—членов Шанхайской организации сотрудничества выделено почти 300 млн. руб. В общем, о каком кризисе речь?
Особенно если знать, что мэрия не так давно озвучила и последующие планы, например, о сооружении крупной дорожной развязки в районе концерна «Калина» или о расширении напряжённых улиц, о ежегодном введении в строй не менее трёх общественных паркингов etc. То, что развитие транспортных коммуникаций по-прежнему один из приоритетов в политике городских властей, доказывают суммы бюджетных ассигнований. В 2007 году на эти цели было выделено около 2 млрд. рублей, в 2008 году освоили почти 2,5 млрд., в 2009 планируется потратить, как видим, уже 3,3 млрд., и львиная доля их непосредственно из городской казны. Судя по размаху стройки, сомневаться, что все эти деньги уйдут по назначению, не приходится. Другой вопрос, нам бы хотелось, как это бывало в недавние бескризисные времена, пустить на дороги и часть получаемых в течение года сверхплановых доходов, чтоб ещё более расширить строительный фронт — но этого нынче, скорее всего, не произойдёт. Однако и отступления от планов тоже не намечается ни по объёмам стройки, ни по её финансированию.
Мировой опыт показывает, что в непростые с экономической точки зрения времена особое значение приобретают капитальные вложения: во-первых, обеспечиваем себя на долгие годы добротной инфраструктурой; во-вторых, стимулируем рынок труда как непосредственно в сфере вложений, так и в десятках, а то и сотнях смежных отраслей. Вспомним, как в кризисы прошлого столетия экономика целых государств выходила из ступора за счёт того же массированного дорожного строительства. Это как в домашней экономике: в кризис выгоднее приобрести то, что прослужит долгие годы, нежели потратиться на безделушки или просто проесть деньги. Основательность обязательно окупается сторицей.
Конечно, я далёк даже от мысли сопоставлять вес Екатеринбурга с экономикой США или Германии даже начала прошлого века, но нынешний наш опыт в чём-то перекликается с их антикризисным опытом тех лет. Думается, не случайно за семь кризисных месяцев в отличие от общероссийской ситуации индекс промышленного производства в Екатеринбурге практически не упал; безработица у нас выросла незначительно; товарооборот сохраняется примерно на уровне прошлого года — как и уровень зарплат. Диверсифицированная экономика и сделанные с умом капитальные вложения позволяют противостоять негативным тенденциям.
Следует сказать, что Екатеринбург, пожалуй, одна из немногих территорий страны, где дорожная стройка не только не остановилась, но набирает обороты. Согласно представленной нам вчера коллегами из агентства «Информавтодор» информации, финансирование дорожных работ в столице Урала выше, чем в иных субъектах Федерации. Сравните. В Саратовской области выделено на дороги 3,2 млрд. рублей; в Бурятии — 2,5 млрд.; в Ленинградской области — 2 млрд., в Липецкой — 1,5 млрд.; в Камчатском крае — 1 млрд., в Тамбовской области — 900 млн. рублей.
Подтверждает Екатеринбург своё лидерство в этом плане и среди сопоставимых по численности населения городов. Так, в Новосибирске, который наиболее приблизился к нам по финансированию, намереваются освоить порядка 4 млрд. рублей — но это и на дороги, и на метро. У нас же, замечу, на сооружение метрополитена — отдельная строка в бюджете, и только из муниципальной казны обозначено более 1,7 млрд. рублей, но рассчитываем, что придут и 200 млн., которые обещали федеральные власти. То есть всего на транспортную инфраструктуру города заложено почти 5,4 млрд. рублей — сумма попросту небывалая, но что примечательно, вполне реальная к освоению — мы это, проезжая по городу, можем наблюдать каждодневно…