«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Какой мощи кризис, по осени посчитаем…»
Правительство РФ намерено оттянуть срок внесения проекта бюджета на 2010 год и плановый период 2011—2012 годов в Государственную Думу — с августа на октябрь. Как пояснил в понедельник на заседании президиума Правительства премьер Владимир Путин, направлять проект за четыре месяца до начала финансового года рискованно.
Мы, впрочем, в таких рисках уже убедились: бюджет на 2009 год пришлось серьёзно корректировать — действующая его редакция утверждена главой государства только в конце апреля. По доходам она оказалась на 39% меньше; но расходы, наоборот, выросли до 9,7 трлн. рублей (на 7,4% больше, чем вначале). И это — ключевой элемент: добавляя в расходные части, мы увеличиваем внутренний спрос, а соответственно, снижаем воздействие мирового кризиса на отечественную экономику.
Но понятно, что долго поддерживать внутренний спрос бюджетными инъекциями не получится. Во-первых, финансовые резервы страны не безграничны (даже при стабилизации экономики на нынешнем уровне их хватит едва ли на 2 года — а если кризис продолжится?); во-вторых, не раскрутив маховик реального производства, нельзя рассчитывать ни на рост инвестиций, ни на полноценный сбор налогов — что опять же ударит по бюджету. И очень трудно будет преодолевать социальные последствия падения экономики — массовую безработицу, снижение уровня доходов населения и проч.
Сегодня действительно никто не может высказаться определённо, что нас ждёт по осени. Может быть снижение безработицы, а может случиться и новый её взлёт. Придёт ли «вторая волна» кризиса ликвидности и остановок в реальном секторе, или сия чаша нас минует? Ясно одно: пока Россия от кризиса только оборонялась. Но если до того же октября удастся перестроить экономическую модель, то «зимнее наступление» на кризис может и получиться. Главное — выявить «узкие» места и вычленить направления «главного удара».
Но уже сейчас ясно, какие направления предпочтительнее. По данным Росстата и Свердловскстата, индекс промышленного производства в среднем по России за январь—апрель 2009 года составил к аналогичному периоду прошлого года 85,1%; в Свердловской области — 75,8%. Естественно, следует срочно решать давнишнюю уральскую проблему моногородов с металлургией, машиностроением и другими отраслями, которые оказались наиболее чувствительными к рыночным колебаниям. Или, как говорили когда-то, к явлениям «капиталистического перепроизводства». А вот в Екатеринбурге, сообщили нам вчера в городском отделе государственной статистики, серьёзного падения промышленности не наблюдается — данные по апрелю ещё уточняются, но за I квартал индекс промпроизводства составил 93,4% к уровню первых трёх месяцев прошлого года. Это свидетельствует о достаточно приемлемой (хотя, наверное, ещё недостаточной) диверсификации экономики города.
Впрочем, об этом же говорит и уровень занятости населения. В целом по России без работы 10,2% экономически активного населения (7,7 млн. человек), 2,3 млн. из них на учёте в службах занятости (3,05%). На Среднем Урале, по данным департамента государственной службы занятости населения области, на учёте в центрах занятости 3,5% потенциальных трудовых ресурсов (85,5 тыс. человек). В Екатеринбурге этот показатель на 1 мая — 2,02%. На учёте Екатеринбургского центра занятости состоит 17,1 тыс. человек — при этом почти 13 тыс. вакансий. Рост безработицы за год на уровне 1,5%, в то время как по Федерации — на 53,5%. Как говорится, почувствуйте разницу.
Может показаться удивительным, но уровень среднемесячной зарплаты в I квартале 2009 года в Екатеринбурге тоже вырос по сравнению с таким же периодом прошлого года — на 5,6% (и составил 21 635 рублей); по области среднемесячная зарплата 16 665 рублей, в России по состоянию на апрель — 18 220 рублей.
В Бюджетном послании, с которым выступил в понедельник Президент Дмитрий Медведев, есть, как мне кажется, важнейший постулат, который предписан, пожалуй, впервые. А именно: следует искать «золотую середину» между двумя крайностями: с одной стороны, необходимо сдерживать рост расходов, а с другой — бюджет должен играть на повышение экономического роста и деловой активности. Та же бюджетная поддержка реального сектора экономики должна происходить на условиях повышения эффективности и производительности труда, технологической модернизации. В этой связи вспоминается настойчивость главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, с которой он уже несколько лет выступает при формировании муниципального бюджета: бюджет Екатеринбурга должен быть инвестиционным, то есть под намеченные цели идёт поиск финансовых ресурсов при неукоснительном исполнении городом всех социальных обязательств. И эта «технология» составления финансово-экономического плана успешно работает. К слову, насколько успешно она сработала в 2008 году, вы сможете прочитать в отчёте на 2-й стр. номера.