Осенний кризис: разбор полетов
Май 2009 года в уральском банковском сообществе был отмечен целым рядом публичных заявлений высокопоставленных некогда сотрудников региональных банков, которые с помощью дискуссий в СМИ и на форумах попытались в очередной раз подвести определенные итоги финансового кризиса осени 2008 года. Напомним, что тогда в течение нескольких месяцев потеряли ликвидность, а потом и самостоятельность сразу несколько крупных региональных банков, в том числе ОАО «Банк24.ру» и ОАО «Северная казна».
Сейчас, по прошествии нескольких месяцев со времени кризиса, возможно, самое время подвести его итоги и проанализировать причины, приведшие к крушению ряда финансовых организаций.
«Золотые парашюты» «Северной казны»
Одна из наиболее заметных публичных дискуссий развернулась между представителями бывшего топ-менеджмента банка «Северная казна» и экс-председателем Правления этой же кредитной организации Владимиром Фроловым. Поводом для нее послужило так называемое «дело золотых парашютов».
Напомним, что за несколько недель до продажи банка некоторые топ-менеджеры «Северной казны» добились увеличения своих зарплат и выходного пособия в случае увольнения. В результате общий объем финансовых компенсаций менеджерам достиг 18 миллионов рублей каждому.
После начала процедуры санации и увольнения указанных лиц Альфа-Банк оспорил эти выплаты. Сейчас в судах различной инстанции продолжается рассмотрение данного дела.
Подробности разбирательства быстро оказались предметом общественного обсуждения, в том числе и благодаря целой серии материалов, появление которых наблюдатели связывают с деятельностью структур, близких к группе «Альфа». Свое мнение по данному вопросу публично высказал и Владимир Фролов, заявивший, что ничего не знал о «золотых парашютах», и осудивший действия собственных менеджеров.
В ответ бывшие топ-менеджеры ОАО «Банк «Северная казна» фактически обвинили бывшего председателя Совета директоров кредитной организации Владимира Фролова в распространении недостоверной информации и неоправданной ликвидации банка. С таким заявлением выступили Леонид Братцев, Валерий Малков, Сергей Куроптев и Евгений Парфенов, занимавшие высокие посты в банке. Согласно их заявлениям, Владимир Фролов не только знал о компенсациях увольняющимся сотрудникам, но и рассматривал их как своеобразное «отступное» в случае потери банком самостоятельности.
Бывший председатель Совета директоров екатеринбургской кредитной организации продолжает отрицать свою причастность к указанным выплатам. При этом он обвинил своих бывших сотрудников в некомпетентности.
«Нет! Вы вообще где-нибудь встречали, чтобы принципиальные вопросы бизнеса решались «с голоса»? Есть стандартные процедуры: нужно собрать Совет директоров, запротоколировать решение и т. п. Но в любом случае никаких устных указаний о выплатах, на которых они настаивают, я никогда никому не давал», — заявил В.Фролов, отвечая на вопрос о том, давал ли он указание о введении дополнительных компенсаций сотрудникам.
Впрочем, полемика между Фроловым и его бывшими подчиненными вышла далеко за пределы обсуждения только «золотых парашютов».
Представители менеджмента заявили, что ОАО «Банк «Северная казна» не нуждалось в санации и имело возможности для самостоятельного выхода из кризисной ситуации. Единственной причиной продажи кредитной организации структурам ОАО «Альфа-Банк» стала принципиальная позиция председателя Совета директоров и основного акционера банка Владимира Фролова. Бывшие сотрудники банка фактически обвинили своего бывшего руководителя в неумении управлять банком в кризисной ситуации и панике.
Также менеджеры сообщили, что на приобретение уральского банка претендовали как минимум четыре финансовые структуры: Альфа-Банк, Московский банк реконструкции и развития, Промсвязьбанк и Пробизнесбанк.
По их словам, 27 ноября 2008 года уже был подписан договор с АФК «Система» (владелец МБРР), но сделка была отменена в последнюю минуту. В итоге новым покупателем ОАО «Банк «Северная казна» стало ОАО «Альфа-Банк», заявившее о том, что поглотит и расформирует уральскую кредитную организацию.
Борьба с миноритариями
Одновременно вокруг «Северной казны» разгорается и вторая публичная дискуссия, также касающаяся процесса санации. Арбитражный суд Свердловской области продолжает рассматривать иск миноритарного акционера ОАО «Банк «Северная казна» Оксаны Шишкиной (владеет порядка 2,07% акций) к ОАО «Банк «Северная казна» и ОАО «Альфа-Банк» об обязании ОАО «Альфа-Банк» направить в ОАО «Банк «Северная казна» публичное предложение о выкупе акций у других собственников.
Напомним, О. Шишкина считает, что ОАО «Альфа-Банк» должно выкупить у нее пакет акций в количестве 1 276 500 штук по наибольшей цене, по которой выкупило акции у других акционеров, во всяком случае — не дешевле, чем они были выкуплены у Владимира Фролова. Напомним, согласно заявлениям ряда бывших топ-менеджеров «Северной казны», В.Фролов получил за принадлежащие ему акции банка в 8,6 раза больше их номинальной стоимости. Миноритарным акционерам предлагается продать их акции по значительно более низкой цене. ОАО «Альфа-Банк», проводящее санацию ОАО «Банк «Северная казна», до сих пор не выкупило у миноритариев более 14% акций банка.
Согласно исковому требованию миноритария, ОАО «Банк «Северная казна» должно созвать Совет директоров и дать рекомендации акционерам по поводу данного заявления.
Истец полагает, что обязательной при приобретении свыше 30% акций оферты ОАО «Альфа-Банк» не сделало, хотя это требование было обусловлено действующим законодательством.
Бывший председатель Совета директоров ОАО «Банк «Северная казна» Владимир Фролов не считает, что миноритарные акционеры его банка должны получить за свои пакеты акций такую же цену, какую получил он сам.
«Миноритариям акционерного общества санировавшая его организация не обязана выплачивать рыночную стоимость ценных бумаг», — заявил он. Владимир Фролов при этом указывает на то, что при осуществлении процесса санации банк-«спаситель» не обязан выкупать акции миноритариев по рыночной стоимости. Однако, по последним данным, О. Шишкина намерена доказать, что сделка по приобретению ОАО «Альфа-Банк» контрольного пакета акций ОАО «Банк «Северная казна» имела обычный характер и в действительности санации не было. В этом случае акционеры обладают правом на обязательный выкуп их акций.
Банк24.ру: сор в избе
ОАО «Банк24.ру», также подвергнувшееся санации в ноябре прошлого года, переживает определенные внутренние структурные изменения. Несмотря на то что они проходят менее публично, чем в «Северной казне», их симптомы также становятся достоянием общественности.
Первым признаком существенных перемен во внутренней политике банка стала произошедшая в апреле этого года смена информационной и рекламной стратегии. Банк отказался от начатой в сентябре прошлого года неоднозначной кампании, нацеленной, предположительно, на нетрадиционные для него целевые аудитории, и вернулся к традиционной для себя стратегии позиционирования, основанной на принципе «круглосуточный банк для деловых людей». Не исключено, что возврат к классическому образу Банка24.ру может быть связан с политикой новых собственников банка — московской финансовой группы «Лайф».
Об этом свидетельствует и тот факт, что одновременно произошла и смена официального «лица» банка. С апреля вместо председателя Правления Сергея Лапшина и его заместителя Бориса Дьяконова банк в новых рекламных материалах представляет новый председатель Совета директоров — Ярослав Алексеев. Напомним, он представляет в Банке24.ру нового владельца кредитной организации — московскую финансовую группу «Лайф». Не исключено, что такая перемена носит не внешний, имиджевый характер, а отражает глубинные процессы, происходящие в банке, в том числе смену вектора расстановки сил и перенос центра принятия решений. Вполне возможно, что таким образом клиенты банка подготавливаются к очередным существенным изменениям в руководстве кредитной организации.
О том, что внутренние изменения в банке имеют место, свидетельствует еще ряд фактов. Так, Ярослав Алексеев в одном из своих публичных заявлений сообщил о том, что одной из должностных обязанностей бывших собственников Банка24.ру станет распродажа непрофильных активов, доставшихся группе «Лайф» в ходе санации. В числе прочих в этом списке оказались и инвестиционные проекты прежних собственников банка — как в сфере промышленности (акции ОАО «Стройпластполимер», Нижнетагильского котельно-радиаторного завода), так и строительные объекты.
Напомним, что именно эти проекты составляли особую гордость Сергея Лапшина. Ряд наблюдателей уже оценил это решение как своеобразное указание прежним собственникам на их реальное место в новой структуре управления ОАО «Банк24.ру».
Кроме того, в середине мая Федеральная служба по финансовым рынкам РФ аннулировала лицензию ОАО «Банк24.ру» на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами. Таким образом, банк фактически лишился возможности вести самостоятельные операции на фондовом рынке.
Напомним, что в начале своей деятельности — до 2005 года — именно работа на фондовых рынках была одним из основных источников прибыли этой кредитной организации. Сергей Лапшин тогда не скрывал, что средства вкладчиков, привлеченные под высокие проценты, направляются им на спекулятивную игру на бирже, что обеспечивает кредитной организации существенную часть её доходов. Именно брокерская деятельность в течение достаточно длительного времени была одним из «коньков» банка, частью его индивидуальной финансовой политики. Именно наличие собственного брокериджа в различных торговых системах позволило ОАО «Банк24.ру» принять участие в работе известной финансовой пирамиды предпринимателя Алексея Калиниченко.
Сейчас, с отзывом лицензии, эта часть финансовой истории банка может оказаться закрытой, а сама кредитная организация — лишиться части своих возможностей.
В то же время не исключено, что решение не продлевать лицензию было принято санатором Банка24.ру — группой «Лайф». Можно предположить, что таким образом руководство группы в очередной раз распределило «сферы ответственности» между своими активами и ограничило поле деятельности нового приобретения и его руководителей.
Как бы то ни было, все эти факты могут свидетельствовать о существенных изменениях в структуре управления банком, не выходящих, однако, на публичный уровень. Впрочем, не исключено, что существенные кадровые перестановки в банке могут привести и к «выносу сора из избы» уже в ближайшем будущем.
Два банка — два пути
Одновременно на популярных екатеринбургских форумах, посвященных обсуждению состояния банковской системы, была поднята дискуссия о различии принципов, которыми руководствовались собственники ОАО «Северная казна» и ОАО «Банк24.ру». Подводя её итог, можно выделить основы антикризисных стратегий двух кредитных организаций.
Так, программу Владимира Фролова можно описать с помощью максимы «прежде всего — интересы клиентов, даже ценой существования банка». В соответствии с ней банк сделал все, чтобы минимизировать ущерб, причиняемый клиентам кризисом ликвидности. Несмотря на введение ограничений на снятие средств со счетов, «Северная казна» придерживалась единожды принятой политики еженедельных лимитов. Движение средств юридических лиц было ограничено в минимальной степени. Все это привело к массовому оттоку средств из банка и в конечном итоге к его санации. В то же время клиенты «Северной казны» испытали существенно меньшие трудности, чем клиенты других кредитных организаций, оказавшихся в аналогичной ситуации.
Напротив, стратегия Сергея Лапшина может быть описана как «спасти банк — даже за счет интересов клиентов». В соответствии с ней Банк24.ру занял жесткую позицию по полному ограничению всякого оттока средств из банка, хотя данная позиция и привела к существенному ущемлению прав и возможностей его клиентов.
Впрочем, участники дискуссии сходятся в том, что результаты обеих стратегий в принципе оказались весьма схожими: и Сергей Лапшин, и Владимир Фролов потеряли контроль над своими кредитными учреждениями, лишились принадлежащих им долей акций. Оба банка подверглись процедуре санации и сейчас являются составной частью более крупных федеральных финансовых учреждений.
Объективную экономическую оценку деятельности обоих банков вынесла и финансовая статистика. ОАО «Банк «Северная казна» и ОАО «Банк24.ру» вошли в тридцатку самых убыточных банков России по данным на 1 апреля 2009 года по версии «КоммерсантЪ-Деньги». ОАО «Банк «Северная казна» заняло в данном списке третье место. Убыток кредитной организации, по данным издания, составил 2 млрд. 813 млн. 969 тыс. руб. ОАО «Банк24.ру» находится на 14-й позиции с убытком в 289 млн. 657 тыс. руб.
Вопросы
В то же время продолжающиеся разбирательства, обнажающие все новые подробности процесса смены собственников кредитно-финансовых учреждений, так и не дали ответов на основные вопросы, которые задаются наблюдателями еще с октября прошлого года.
Первый и, пожалуй, главный из них — кто несет персональную ответственность за фактический финансовый крах двух крупных региональных банков?
Остаются и более частные вопросы.
Так, например, широкой общественности до сих пор неизвестно, почему Владимир Фролов продал «Северную казну» именно Альфа-Банку. Ведь за день до совершения сделки он публично заявил о том, что санатором «Северной казны» выступит АФК «Система». Более того, тогда же он сообщил, что новый собственник реализует в банке новые проекты. Однако уже на следующий день стало известно, что сделка с «Системой» сорвалась, а покупателем «Северной казны» стал Альфа-Банк, с первых же шагов заявивший о том, что екатеринбургский банк будет в кратчайшие сроки лишен самостоятельности и присоединен к собственным структурам «Альфы».
Почему Владимир Фролов менее чем за сутки кардинально поменял свое решение о будущем банка, доподлинно не известно. Напомним, что сам бывший председатель Совета директоров «Северной казны» в интервью одному из интернет-порталов заявил, что причиной отказа от сделки с «Системой» стали сомнения в её финансовых возможностях и платежеспособности.
«Да, я действительно в самый последний момент передумал продавать банк АФК «Система». У меня были на то свои причины. Состояли они в том, что по некоторым пунктам нашей договоренности эта компания была не в состоянии сделать выплаты», — заявил В. Фролов.
«Мы отказались от покупки банка «Северная казна» исключительно по одной причине: у нас была установлена определенная ценовая планка, выше которой мы не были готовы вести переговоры. И мы озвучили эту причину отказа от сделки сразу после прекращения переговоров с акционерами «Северной казны», — высказывают свою точку зрения в пресс-службе АФК «Система».
Анализ обоих заявлений позволяет предположить, что бывший председатель Совета директоров «Северной казны» в ходе переговоров изменил ценовые параметры сделки и новые условия не устроили покупателя. Впрочем, существуют и другие версии истинных причин срыва сделки с «Системой», в том числе и не исключающие варианты оказания давления на акционеров банка.
Без ответов остается и целый ряд вопросов, адресованных руководству ОАО «Банк24.ру». Прежде всего, наблюдателей интересуют причины, по которым руководство кредитной организации в течение долгого времени фактически дезинформировало своих клиентов. Напомним, что в течение продолжительного промежутка времени Сергей Лапшин и Борис Дьяконов сообщали о том, что банк получил миллиардный кредит от Центрального банка, а также заверяли клиентов о скором поступлении новых порций финансовой помощи. Впоследствии эти заявления были дезавуированы.
Впрочем, не исключено, что окончательные ответы на эти да и многие другие вопросы, связанные с кризисом осени 2008 года, мы сможем получить только по прошествии определенного времени, когда сам кризис перейдет из разряда актуальных проблем в область истории.