Бизнес-образование: тенденции кризиса
Система платного дополнительного образования оказалась в зоне повышенных рисков.
Система платного образования в современной России может войти в число отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших от изменения экономической обстановки. В первую очередь это касается платного высшего образования и различного рода специальных образовательных программ, таких как курсы повышения квалификации, переподготовки и МВА.
Согласно аналитическим данным, подготовленным консультантом по бизнес-образованию Алексеем Скуратовым, всего на рынке бизнес-образования России в 2008 году насчитывалось более 500 бизнес-школ и различных образовательных тренинговых компаний. Свыше 60 тыс. человек ежегодно получали долгосрочное бизнес-образование, и более 350 тыс. — краткосрочное. На уральском рынке в 2008 году краткосрочные программы составляли 73% всего бизнес-образования, среднесрочные — 19%, и долгосрочные — 8%. Стоимость программ в среднем составляет от 4,5—8 тыс. руб. на краткосрочные курсы и до 1 млн. на долгосрочные. При этом в последние 2 года наблюдался рост спроса на долгосрочные и среднесрочные программы. Рынок все больше ориентировался на долгосрочное качественное образование, говоря о своей возросшей цивилизованности. Однако финансовый кризис внес свои корректировки на этом рынке.
Как и все отрасли деятельности, бизнес-образование в настоящее время столкнулось с проблемой «сбыта» своей услуги. Свои расходы стремятся сократить все: и большие компании, и владельцы небольших организаций, и частные лица. Расходы на бизнес-образование сокращаются в первую очередь. Это неминуемо сказывается на количестве обучающихся.
Практически все эксперты сходятся во мнении, что рынок бизнес-образования «просел», однако они по-разному оценивают его потери.
Рынок
«В настоящее время в связи с финансовым кризисом рынок бизнес-образования существенно «просел». Это связано со снижением платежеспособного спроса как со стороны физических, так и, в первую очередь, юридических лиц. Общей практикой является то, что предприятия оплачивают обучение своих сотрудников. Раньше соотношение оплаты обучения физическими и юридическими лицами составляло примерно 50 на 50. Сегодня же предприятия всеми возможными способами сокращают свои расходы, экономя в том числе и на обучении своих сотрудников», — полагает консультант по бизнес-образованию Алексей Скуратов.
«Такой ситуации, какую мы наблюдаем сейчас на рынке бизнес-образования, раньше никогда еще не было. Рынок всегда активно развивался. В настоящее же время его объем сократился раза в 3. В результате рынку образования пришлось меняться качественно», — сообщил директор ООО «Компания «Менеджмент Апгрейд», кандидат экономических наук, бизнес-преподаватель по финансам на программах MBA Алексей Зайцев.
«Объемы рынка бизнес-образования в связи с финансовым кризисом снизились достаточно серьезно, на 60—70%. Это естественно, потому что первая реакция любого бизнеса на кризис — это сокращение своих затрат. Компании сокращают все затраты на персонал, в том числе на образование. Организации стараются либо не обучать вообще своих сотрудников, либо обучать на краткосрочных программах. В результате этого спрос на долгосрочные программы упал как минимум на 50%», — сообщил генеральный директор ООО «Страховая компания «Северная казна», бизнес-тренер ООО «Учебно-консультационный центр «Технологии управления бизнесом» Александр Меренков.
«С начала этого года, в связи с финансовым кризисом, у нас не было еще ни одного корпоративного заказа. В прошлом году мы провели 7 корпоративных проектов, наполняемостью от 4 до 40 человек в программе. Причем с началом кризиса две компании сами остановили свои проекты из-за ухудшения платежеспособности», — заявил УрБК директор консалтинговой компании ООО «Интегра», преподаватель международной программы MBA бизнес-школы УГТУ-УПИ Константин Баранников.
Желание руководителей компаний оптимизировать расходы на персонал не могло не сказаться на спросе на соответствующие программы.
«В настоящее время кризис не сказался на компаниях, занимающихся различными программами по работе с персоналом, включающими в себя оптимизацию персонала, мотивацию персонала и т.д. На бизнес-программы других тематик спрос существенно снизился», — добавил Алексей Скуратов.
«В настоящее время активизировался интерес к проектам, касающимся мобилизации сотрудников, стратегического управления нематериальными и скрытыми ресурсами компании», — добавил К. Баранников.
Однако сильнее всего, по мнению экспертов, пострадали долгосрочные курсы. Платить за них приходится много, а результат растягивается во времени. Долгосрочные курсы рассчитаны примерно на 1000 часов, а это 2 года занятий по несколько раз в неделю.
«Что касается MBA, то сейчас почти никто не может набрать группу. Набирается всего по 5—6 человек. В результате компании не знают, как поступить: то ли начинать их обучение себе в убыток, то ли не начинать обучение вообще. MBA сейчас находится ниже точки безубыточности. Люди не готовы сейчас на таком рынке инвестировать деньги в долгосрочные проекты», — добавил А. Зайцев.
Такое снижение, по мнению одного из экспертов, является только началом падения.
«По программам бизнес-образования у нас ежегодно обучается более 100 слушателей. В связи с очевидным сокращением компаниями своих расходов и общим снижением платежеспособности мы прогнозируем падение спроса на «дорогие», качественные программы бизнес-образования на уровне 15—18%», — заявил директор программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации экономического факультета УрГУ им. А.М. Горького Сергей Лукьянов.
Краткосрочные курсы
Пострадало не только долгосрочное бизнес-образование. Отличающееся сравнительно низкой ценой и быстрым результатом краткосрочное образование, однако, тоже во время кризиса не находит своих слушателей.
«На рынке краткосрочных курсов наблюдается сокращение почти в 2 раза. Тренеры сейчас почти не занимаются стратегическими программами. Сейчас наблюдается переход на различные программы мотивации персонала. Компании заказывают корпоративные программы, нацеленные на поддержание мотивации у людей в условиях кризиса», — отмечает А. Зайцев.
В результате компаниям, занимающимся бизнес-образованием, приходится изыскивать различные способы привлечения слушателей. Это и использование различных рекламных средств, и создание различных антикризисных программ бизнес-образования, а также снижение цен.
«В связи с финансовым кризисом мы расширили бизнес-программы мастер-классами и круглыми столами с участием практиков из крупнейших российских компаний, экспертов — лидеров экономической науки. Это позволяет вести продуктивный диалог с целью выявления и решения проблем компаний наших слушателей. На сегодняшний день самыми популярными являются программы, касающиеся стратегических антикризисных решений, изменений в компаниях, эффективного роста фирмы и др.», — заключил С. Лукьянов.
«Для того чтобы хоть как-то продолжить свое существование, компании, занимающиеся бизнес-образованием, привлекают различные рекламные средства, например растяжки, рекламирующие лидерские программы, и др. В ход идет все, лишь бы набрать группу. Однако и это не спасает. Не все собирают необходимое количество людей», — сообщил А. Зайцев.
Однако не всегда эти меры приводят к желаемому результату.
«На сегодняшний день большинство компаний, занимающихся бизнес-образованием, снизили свои цены на 30—40%. Это сделали не все, однако те, кто цены не снизил, ощущают на себе резкое снижение количества слушателей», — заключил А. Меренков.
Перспективы
К созданию же новых бизнес-программ, которые обещают реальные результаты в короткие сроки, эксперты бизнес-образования относятся с настороженностью.
«Наши бизнес-программы традиционно рассчитаны на аудиторию, целью обучения которой является рост личностных компетенций, а это невозможно без фундаментальной подготовки, в том числе и серьезной теоретической. Пытаться же обучать слушателей конкретным ситуационным задачам — не самое перспективное направление. Бизнес функционирует в чрезвычайно динамичных новациях, когда быстро меняется все: законы, экономика, отношения и т.д. В этих условиях просто нет смысла проводить короткие бизнес-тренинги, и они вытесняются с рынка компетентным консалтингом», — отмечает С. Лукьянов.
«Сейчас большинство компаний позиционируют свои новые антикризисные программы как уникальные решения по выходу из сложной сегодняшней ситуации. Однако в основном это общие слова о сокращении расходов. Конечно, они помогают структурировать те знания, которыми пользуются в кризисных ситуациях, — но не более того. Ничего нового они не могут придумать, тем более что невозможно создать качественный продукт в такие короткие сроки», — считает А. Скуратов.
В то же время эксперты отмечают, что старые знания устарели. В настоящее время экономика всего мира изменилась, и в ней уже не действуют старые правила и постулаты.
«Те знания, которые давали программы бизнес-образования, в настоящее время являются устаревшими из-за перемен в экономике. К примеру, MBA — это набор кейсов в некоторых стандартизированных условиях. Условия кризиса же стандартизированными не являются, и для новой экономики, которая появится после кризиса, пока не придумано никаких кейсов. Они появятся только через год или два. Соответственно, краткосрочное образование также было направлено на обучение людей каким-либо психологическим техникам, управленческим навыкам, но опять же в стандартных условиях. Сейчас, в новых условиях, будут востребованы прикладные практические программы, направленные в первую очередь на обучение учащихся самостоятельно мыслить», — полагает А. Меренков.
«Программа MBA была подготовлена в докризисный период и не предполагала столь кардинальных изменений в экономике. Сейчас выпускникам MBA нередко оказываются не нужны те знания, которые им были даны. Им сейчас в большей степени необходимы представления о том, как вести себя в кризис, а такие знания по программе MBA давала лишь одна бизнес-школа Екатеринбурга», — заключил К. Баранников.
«Раньше программы основывались на агрессивном росте, на амбициозности. Сейчас больше востребованы знания, связанные со способностью быть гибкими и в то же время требовательными, со способностью к выживанию. Даже внутри одной темы, например «бюджетирование», раньше было интересно, как просчитать рост, а сейчас людей больше интересует, как расти в падении, как, падая, захватывать долю на рынке. Об этом раньше вообще никто не говорил. Сейчас есть время трансформировать свои программы. Те компании, которые не будут изменяться, потеряют большую долю рынка», — отметил А. Зайцев.
Проблемы
Даже сейчас, когда наблюдается сужение рынка бизнес-образования, проблемы этого рынка пока остаются проблемами. Таковой является некачественность услуг преподавания. «Несмотря на кризис, рынок бизнес-образования Екатеринбурга испытывает острейшую нехватку квалифицированных бизнес-преподавателей, имеющих практический опыт и теоретическую базу. Из 10 бизнес-тренеров только 3—4 являются действительно профессиональными. Вообще, достаточно удивительно видеть преподавателя, уверенно называющего себя бизнес-тренером, который сам лишь недавно закончил вуз и пока имеет мало практического опыта и неосновательную теоретическую базу», — заявил Алексей Скуратов.
Эксперт видит решение этой непростой задачи именно в кризисе.
«Кризис позволит рынку бизнес-образования очиститься от игроков, предлагающих некачественный продукт. В докризисные времена 80% всего рынка бизнес-образования занимали компании, которые работали с краткосрочными (до 72 часов) программами. На волне спроса, не имея особых затрат, они неплохо зарабатывали, причем зачастую не уделяя особого внимания качеству своего продукта. Большая часть именно таких компаний в скором времени уйдет с рынка. Что касается структур, занимающихся среднесрочным бизнес-образованием (до 500 часов), то в этом сегменте бизнес-школ существенно меньше. Однако и им не удалось избежать последствий снижения спроса», — добавил эксперт.
«Еще один фактор сужения рынка — сворачивание рядом бизнес-школ планов выхода на рынок долгосрочного образования. Дело в том, что долгосрочные программы (свыше 500 часов) требуют более значительных капитальных вложений, в том числе на постоянное помещение, серьезный пул преподавателей и прочие обязательные позиции, а средств на это, опять же, сейчас хватает не у всех», — добавил А. Скуратов.
В результате МВА и другие бизнес-курсы оказываются «знанием вчерашнего дня». Эта система образования учит жить и работать в мире, которого больше не существует, а новой экономической системы пока нет. Поэтому даже новые программы, ориентированные на обстановку в настоящем времени, не смогут надолго остаться актуальными.
В результате в складывающихся условиях наличие диплома или сертификата о бизнес-образовании перестает быть конкурентным преимуществом, что снижает платежеспособный спрос на услуги подобного рода. По мнению экспертов, в будущем определяющим показателем качества специалиста будет умение работать в новых условиях, в рамках возникающих схем построения бизнеса. Такие навыки сейчас можно приобрести только на практике, так как любая теория отстает от нее на годы.