«Коммерсантъ», Сергей Антонов, Николай Яблонский, Наталья Гриб, и Алексей Екимовский: «Уралвагонзаводу» поддали газу»
Гендиректором завода станет выходец из «Газпрома» и «Итеры»
Сегодня на заседании совета директоров крупнейшего производителя вагонов в России «Уралвагонзавода» (УВЗ) сменится его гендиректор. Место Николая Малых, руководившего предприятием 12 лет, займет бывший топ-менеджер «Газпрома» и «Итеры» Олег Сиенко. Его называют ставленником «Ростехнологий», в прошлом году пытавшихся получить контроль над заводом. Госкорпорация собиралась построить на базе завода бронетанковый холдинг.
Как рассказал «Ъ» глава пресс-службы «Уралвагонзавода» Борис Минеев, сегодня пройдет расширенное заседание совета директоров предприятия, на котором планируется представить нового гендиректора. «Могу точно сказать, что это будет не Николай Малых»,— сообщил Борис Минеев, отказавшись назвать имя нового гендиректора. Контракт господина Малых заканчивается в 2012 году, но в нем есть ссылка, что совет директоров имеет право досрочно прекратить его действие без объяснения причин. Первый замгендиректора УВЗ Владимир Щелоков уточнил «Ъ», что вопрос о новом гендиректоре уже решен — им станет глава совета директоров ООО «Газкомерц» Олег Сиенко. «В повестке заседания, насколько мне известно, даже есть доклад Олега Сиенко об антикризисной программе на УВЗ»,— добавил господин Щелоков. Олег Сиенко подтвердил «Ъ», что согласился возглавить УВЗ. В приемной Николая Малых соединить с ним не смогли, поскольку топ-менеджер «отсутствовал в городе».
УВЗ преобразован из ФГУП в ОАО в 2008 году, 100% акций принадлежит РФ. Выпускает полувагоны, платформы, цистерны и вагоны-хопперы, а также танки Т-90С. Более 80% производства — гражданская продукция. В 2008 году объем реализации составил около 46 млрд руб., в том числе почти 30 млрд руб.— по контрактам ОАО РЖД, в целом выпущено около 20 тыс. вагонов.
Олег Сиенко родился в 1966 году, окончил Институт нефти и газа имени Губкина. В 1998-1999 годах работал в «Межрегионгазе», в 2002-2003 годах возглавлял ООО «Газэкспорт», в 2003-2006 годах был зампредом правления «Итеры». С 2006 года глава совета директоров и основной бенефициар ООО «Газкомерц».
Николай Малых руководил «Уралвагонзаводом» 12 лет. В последний раз сместить его с поста пытались в 2005 году: своего представителя на пост гендиректора УВЗ продвигал крупнейший в России производитель локомотивов «Трансмашхолдинг». Тогда Николаю Малых удалось сохранить место, но в последнее время у него обострился конфликт с ОАО РЖД. Глава монополии Владимир Якунин не раз критиковал качество вагонов УВЗ. В этом году у Николая Малых появились встречные претензии. В январе он пригрозил остановкой УВЗ, обвинив ОАО РЖД в занижении цен на вагоны. В феврале завод действительно простаивал. Вчера представитель ОАО РЖД Дмитрий Перцев подтвердил наличие у монополии претензий к УВЗ, но заверил — это не означает, что железнодорожники стали инициатором отставки.
Источники «Ъ», знакомые с ситуацией вокруг завода, утверждают, что кадровые перестановки произошли по инициативе госкорпорации «Ростехнологии» — якобы Олег Сиенко входит в ближайшее окружение ее главы Сергея Чемезова. Косвенные подтверждения этому есть. В ноябре 2008 года Олег Сиенко избран президентом Федерации велосипедного спорта России, попечительский совет которой возглавляет Сергей Чемезов. Господин Сиенко также возглавляет совет директоров завода «Лепсе», входящего в «Ростехнологии». «Ростехнологии» заинтересовались УВЗ еще в 2008 году — госкорпорация хотела построить на базе завода бронетанковый холдинг. 100% акций УВЗ даже были включены в проект указа президента о взносе РФ в «Ростехнологии». Но против этого выступил Владимир Якунин, и в финальный вариант указа УВЗ не попал.
Сам Олег Сиенко пояснил «Ъ», что приходит на УВЗ для «санации бизнеса». По его мнению, причина отставки Николая Малых — неэффективное управление, отсутствие конструктивного диалога с ОАО РЖД и, как результат, отрицательный баланс и остановка производства. «Придется пересмотреть и заново выстроить взаимоотношения с госорганами, потребителями, подрядчиками — снизить расходы, максимально отказаться от услуг подрядных организаций, которые привели к высокой себестоимости»,— отмечает Олег Сиенко. Он заверил, что пока вхождение УВЗ в состав бронетанкового холдинга не рассматривается, уточнив, впрочем, что это решение в компетенции собственника — государства. Но источник «Ъ» в «Ростехнологиях» утверждает, что «идея создания бронетанкового холдинга на базе УВЗ до сих пор не отвергнута».
Гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян добавляет, что Олегу Сиенко предстоит решить почти невозможную задачу, поскольку исполнение последнего контракта на новые вагоны УВЗ закончил в апреле, а новых заказов нет. «По нашим расчетам, для безубыточности производства УВЗ должен получить заказ на 18 тыс. вагонов, а сейчас такого клиента на рынке и близко нет»,— отмечает эксперт. Глава Infranews Алексей Безбородов уверен, что причина проблем УВЗ — в завышенной себестоимости: по данным эксперта, у других производителей цены в полтора-два раза ниже. Но Алексей Безбородов сомневается в том, что новому руководству, близкому к «Ростехнологиям», удастся наладить отношения с ОАО РЖД.