Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области: Отношение торговых сетей к производителям и поставщикам — это дискриминация
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области в очередной раз подвергло жесткой критике сложившуюся в регионе практику отношения торговых сетей к производителям продуктов питания.
Заместитель министра Константин Сурин заявил, что в регионе наблюдается непартнерское поведение торговых сетей по отношению к предприятиям — поставщикам продовольствия, а также дискриминация деловых партнеров, навязывание поставщикам невыгодных условий, необоснованное занижение закупочных цен и необоснованное же завышение цен на услуги розничной торговли.
«Торговые сети, проводя жесткую ассортиментную политику в отношении поставщиков, ограничивают ассортиментный перечень, что приводит к «вымыванию» из состава поставщиков в первую очередь предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу. Практикуемые плата за «вход», фиксированная оплата полок, ретро-бонусы, фиксированные ставки рентабельности, оплата целевых рекламных акций не являются рыночными инструментами и тормозят социально-экономическое развитие области», — заявил чиновник.
Напомним, к схожим выводам пришла и Федеральная антимонопольная служба РФ, проанализировав договорную практику торговых сетей с производителями/поставщиками товаров за 2005, 2006, 2007 гг. и I полугодие 2008 года.
Антимонопольную службу заинтересовали условия поставки следующих групп товаров: молочные, кисломолочные продукты; хлебобулочные изделия; мясо, колбасы; рыба; бакалея (крупы, макаронные изделия и пр.); соки, напитки. В каждой сети было проанализировано не менее сорока договоров с поставщиками, также дополнительно были сделаны запросы еще 16 поставщикам в целях встречной проверки.
«Доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и пр.) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5 до 40% от объемов поставляемых в сеть товаров. При этом существует тенденция ежегодного увеличения объемов выплат поставщиков товаров в пользу торговых сетей», — констатировали в Службе.
Одной из ключевых в условиях кризиса для производителей и поставщиков становится проблема отсрочки торговыми сетями платежей.
«Транснациональные сети пришли на региональный рынок со своим сложившимся кругом поставщиков и ориентируются на широко известные бренды. У производителей вызывает недоумение перечень односторонних штрафов в случае несоблюдения договора и пункт о возврате продавцом товара без объяснения причин, в то время как с производителем товара не согласовывается размер торговой наценки. Зачастую условия договоров, предлагаемые торговыми сетями области, предусматривают большие периоды отсрочки платежа — до 45 дней, даже за скоропортящиеся продукты», — отметил в связи с этим К.Сурин.
В общероссийском масштабе налицо схожие тенденции.
«Увеличился срок отсрочки платежей поставщикам за реализованный торговыми сетями товар. Срок отсрочки платежей в 2005 году в среднем составлял 21—25 банковских дней. Срок отсрочки платежей хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц Х5 Retail Group, в 2008 году увеличился до 45—50 дней, в ряде случаев доходит до 65 дней. Отсрочка платежей по сути представляет собой краткосрочный коммерческий кредит», — констатирует ФАС РФ.