В марте 2009 года было опубликовано первое профессиональное исследование рынка охранных услуг города Екатеринбурга.
Заказчиками анализа ситуации в данной отрасли выступили Комитет по товарному рынку администрации Екатеринбурга и заместитель Главы города Виктор Контеев. Исследование было проведено центром маркетинговых исследований «Стратегия позитива». Целью исследовательской работы стало выявление проблем, существующих на рынке частных охранных предприятий, нахождение путей решения выявленных проблем, а также определение направлений совершенствования работы специалистов на данном рынке города Екатеринбурга. Информационное агентство «УралБизнесКонсалтинг» уже
рассматривало основные итоги этой работы.
Мнения«Исследование рынка частных охранных предприятий Екатеринбурга в определенный момент стало для нас просто необходимым. Данный сектор услуг широко представлен в городе, но, к сожалению, мало изучен. При заказе исследования основной нашей целью стал анализ ситуации на рынке и структурирование информации о нем, выделение основных тенденций и проблем развития. Полученные данные позволят нам совершенствовать взаимодействие этого сектора с городской властью, что в конечном счете приведет к повышению качества услуг», — комментирует итоги исследования Виктор Контеев.
«Исследование рынка частных охранных предприятий Екатеринбурга было выполнено в рамках социальных проектов, которые наша компания делает под эгидой администрации города. Это исследование стало первым анализом подобного рода, и, я надеюсь, оно будет не последним. Востребованность анализа подобного рода очень велика: услуги частных охранных предприятий в Екатеринбурге представлены очень широко, но процессы ценообразования, продвижения, взаимодействия внутри рынка практически не изучены и не налажены», — полагает директор ООО «Стратегия позитива», зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Российского государственного профессионально-педагогического университета, член-корреспондент Академии менеджмента в образовании и культуре Галина Астратова.
«На мой взгляд, данное исследование можно рассматривать как определенную веху в развитии охранного бизнеса в Екатеринбурге и Свердловской области. Впервые структуры органов власти всерьез заинтересовались положением вещей в данной отрасли, в том числе и особенностями экономической деятельности частных охранных предприятий. В результате была проведена первая серьезная попытка анализа состояния охранного бизнеса и условий его развития. Это свидетельствует об определенном изменении отношения власти к структурам, обеспечивающим безопасность нашего общества. За это хотелось бы выразить признательность Виктору Владимировичу Контееву и всей команде, проводившей это исследование», — полагает директор ЗАО «Информационно-консалтинговый центр «Европа-Азия» Олег Борисов.
«Кроме того, необходимо отметить профессионализм команды специалистов, проводивших аналитическую и исследовательскую работу. Несмотря на относительно небольшой объем анализируемой информации (из 541 охранного предприятия города в опросах участвовало только 22), им удалось сделать совершенно правильные выводы относительно тех проблем, которые стоят перед частными охранными предприятиями Екатеринбурга и их клиентами. Конечно, в некоторых случаях выводы исследователей не были окончательными. Но я считаю, что они будут дополнены при более детальной проработке тех или иных проблем. Думаю, что подобные исследования необходимы и они будут продолжены», — отмечает Олег Борисов.
ПерспективыВ то же время эксперты рынка охранных услуг отмечают и определенную ограниченность проведенной аналитической работы. По мнению Олега Борисова, основной ее недостаток состоит в том, что проводилась она на основании усеченной информации. И эта проблема свойственна исследованию практически всех рынков как по Свердловской области, так и по России. Причина этого — общая непрозрачность отечественного бизнеса.
«К сожалению, это основная проблема всех исследований, проводимых в России. Дело в том, что большая часть компаний, в том числе и охранных, непрозрачны. Участники не стремятся распространять информацию о своей финансовой деятельности, особенностях работы. Эта информация является закрытой. Для получения хоть сколько-нибудь объективных данных необходимо привлечение информации от официальных структур — МВД, прокуратуры, разрешительной системы, налоговой инспекции, органов статистики. Без них любой анализ будет неполным», — полагает эксперт.
Другой проблемой анализа является неопределенность рынка, его двойственность. Ведь, с одной стороны, частные охранные предприятия являются структурами обеспечения безопасности общества и должны рассматриваться именно в этом ключе. С другой стороны, охранная деятельность — это бизнес, имеющий свою экономическую составляющую. И в этом случае требуется совершенно иной анализ его работы.
Так, регулятором рынка охранных услуг в России является МВД. Оно регулярно проводит проверки частных охранных предприятий, но они, как правило, не заканчиваются анализом ни правоохранительной, ни, тем более, экономической составляющей их деятельности. Более того, подразделения Министерства внутренних дел и не могут провести подобного анализа. Маркетинговые исследования рынка часто не учитывают его охранную специфику. Более того, возникают вопросы даже чисто терминологического, понятийного характера.
«Я могу привести такой пример. Отечественными экспертами рынок охранных услуг в России оценивается примерно в 10 миллиардов долларов. Эксперты Западной Европы говорят о других цифрах — 15 миллиардов евро. О чем говорит такое большое расхождение в цифрах? О том, что мы не выработали критерий оценки рынка данной услуги. Западные специалисты оценивают «рынок безопасности». У них есть четко сформулированные критерии того, что является субъектом этого рынка. Имеются системы коммерческой безопасности, которая является составной частью общественной безопасности. Отдельно выделяется рынок охранных услуг, который не является основным на рынке обеспечения безопасности», — говорит Олег Борисов.
«У нас же все несколько иначе: четкое деление отсутствует, некоторые категории безопасности из анализа просто выпадают. В качестве примера можно взять сравнение показателей вневедомственной охраны и частых охранных предприятий. Как правило, считается, что рынок Екатеринбурга поделен 50 на 50. Этот расчет ошибочен, потому что в нем не учтен еще один важнейший участник рынка — ведомственная охрана. Это структуры, созданные при различных министерствах, ведомствах и госкорпорациях. Они не имеют отношения ни к частным охранным предприятиям, ни к милиции, а по уровню возможностей и различного рода «преференций» находятся между ними. Формально ведомственная охрана должна контролировать соответствующие ведомственные объекты. Но по закону она имеет право заниматься и коммерческой деятельностью. А теперь давайте посмотрим на такую сферу, как монтаж охранно-пожарных сигнализаций, систем ограничения доступа и систем телемониторинга. Относятся ли они к рынку охранных услуг? Если мы ответим «да», то показатели вневедомственной охраны на рынке Свердловской области изменятся до 30%. Именно эти структуры традиционно сильны монтажом охранно-пожарных сигнализаций и группами быстрого реагирования», — полагает генеральный директор ЗАО «Информационно-консалтинговый центр «Европа-Азия».
Предприятия«Согласно официальной статистике, в Екатеринбурге работает 541 частное охранное предприятие. На деле же число самостоятельных бизнес-единиц значительно меньше. Дело в том, что в этом бизнесе очень высок процент аффилированности. Недавно по заказу разрешительной системы в Свердловской области был проведен анализ 147 охранных предприятий города Екатеринбурга. Коэффициент аффилированности составляет 2,5. Если экстраполировать эту цифру на весь город, это будет означать, что в настоящее время на территории Екатеринбурга действуют 216 неформальных холдингов. Как правило, несколько «близких» фирм возглавляются одними и теми же людьми, которые несут полную ответственность за экономику этих подразделений и за качество оказываемых услуг», — отмечает Олег Борисов.
По словам эксперта, такое положение вещей связано с экономическими причинами, прежде всего — с особенностями налоговой политики. Большинство частных охранных предприятий находятся на упрощенной системе налогообложения. Это накладывает ограничения на численность сотрудников, на обороты компании. В результате выгоднее оказывается иметь несколько небольших аффилированных фирм, а не одну большую и серьезную компанию.
«Кроме того, такая структура позволяет распределять ответственность и диверсифицировать риски, в том числе и репутационные. Вполне возможна ситуация, когда охранная структура допускает ошибки, оказывается в проблемной ситуации. В рамках «холдинга» такая компания просто закрывается, весь бизнес переводится на оставшиеся структуры», — подчеркивает генеральный директор ЗАО «Информационно-консалтинговый центр «Европа-Азия».
ПроблемыПо мнению Олега Борисова, перед отечественными структурами, обеспечивающими безопасность бизнеса, стоит целый ряд проблем. Большая часть из них носят системный характер и могут быть решены только на законодательном уровне.
«Основная проблема охранного бизнеса — это неопределенность. На сегодняшний день в частных структурах обеспечения безопасности занято порядка 700 тысяч человек. Оборот в этой сфере экономики составляет не менее 10 миллиардов долларов в год. Но, несмотря на это, у нас в стране нет никакой государственной стратегии развития этой сферы. До сих пор не определены место и роль частных структур в системе общественной безопасности государства», — полагает генеральный директор ЗАО «Информационно-консалтинговый центр «Европа-Азия».
«Создается впечатление, что власть не интересуется развитием частного охранного бизнеса. Его законодательная основа существует только потому, что за ним стоит значительная часть населения, там сконцентрированы достаточно большие финансовые и материальные средства. Доказательством этого тезиса может служить дополнение в закон о частной охранной деятельности, принятое недавно. Фактически нововведения в законодательство только увеличивают зависимость частных охранных предприятий от государственных структур, без учета социальных, экономических и правоохранительных последствий. Это самая большая проблема, которая не позволяет данному бизнесу развиваться, стать высокоэффективным и самодостаточным», — считает он.
«Кроме того, в систему обеспечения общественной безопасности в России изначально заложен внутренний конфликт. Суть его в том, что Министерство внутренних дел является одновременно регулятором рынка и его активным участником. Оно определяет регламенты работы частных охранных предприятий и может воздействовать на их экономическое состояние — через стоимость лицензий, оружия, обучения, сдачу зачетов. Понятно, что конкурентные позиции двух сторон изначально неравны», — подчеркивает Олег Борисов.
«Это противоречие нужно решать. А для этого нужно понимать, для чего этот бизнес нужен: для создания новых рабочих мест или как одна из правоохранительных сил в нашем обществе, которая является самофинансируемой, высококвалифицированной, хорошо оснащенной, отвечает потребностям рынка», — полагает эксперт.
Одной из основных угроз отечественному рынку охранных услуг является их неготовность к конкуренции с зарубежными компаниями. Уже в ближайшее время на наш рынок в том или ином виде начнут проникать международные корпорации, занимающиеся обеспечением безопасности. Они имеют многолетний опыт работы, отлаженные технологии, несопоставимые техническую и финансовую базы. Достаточно отметить, что численность сотрудников одной охранной структуры может доходить до 150 тысяч человек, обороты — до десятков миллиардов евро.
«Тактика проникновения зарубежных компаний на новые рынки известна. На первом этапе это будет демпинг — предложение качественных услуг по ценам намного ниже рыночных. Его задача — уничтожить всех конкурентов, сделать их бизнес убыточным, заставить уйти с рынка. Тут побеждает тот, у кого больше ресурсов. Наши компании, балансирующие на грани самоокупаемости, вынуждены будут уступить. Те, что останутся, будут вынуждены пустить иностранцев в свой капитал. Вполне вероятно, что на этом же этапе исчезнет и вневедомственная охрана. Как показывает мировой опыт, ее уход с рынка — это объективный процесс. Это заметно и в России: еще недавно она контролировала 100% рынка, сейчас — не более 35%», — отмечает Олег Борисов.
По словам генерального директора ЗАО «Информационно-консалтинговый центр «Европа-Азия», когда рынок будет очищен от конкурентов, иностранные компании установят на нем свои цены. «Не думаю, что они будут ниже нынешних, скорее наоборот. Конечно, услуги будут предлагаться мирового уровня. Но надо понимать, как это может сказаться на государственной безопасности», — считает Олег Борисов.
ЗадачиОдной из основных задач, которые стоят сейчас перед охранным бизнесом в России, является необходимость консолидации для отстаивания собственных прав. Это подчеркивают как результаты исследования екатеринбургского рынка, так и эксперты по обеспечению экономической безопасности. Необходимы представительные общественные организации, которые могли бы говорить от лица всей отрасли, принимали бы участие в формировании цивилизованного рынка охранных услуг.
«Создание объединений, ассоциаций — единственный путь к отстаиванию своих прав. Во-первых, ни одно государство в мире, ни один правоохранительный орган не может разговаривать с конкретной частной охранной структурой. Они всегда общаются с полномочными представителями бизнес-сообщества, выражающими интересы всей отрасли и выступающими с единой программой. У нас такой организации, которая могла бы общаться с правоохранительной средой, разрешительной системой, советом безопасности области, к сожалению, нет. Те объединения, которые существуют, к сожалению, страдают общей бедой — получив доступ к органам власти, каждое из них начинает лоббировать собственные интересы в ущерб задачам всей отрасли. Соответственно, падает их авторитет, а вместе с ним и значение. Следует отметить, что эти вопросы куда лучше решались в 90-е годы. Тогда в Екатеринбурге была одна из сильнейших корпоративных составляющих частного охранного бизнеса. Сейчас необходимо возрождать эти традиции. И это уже вопрос выживания», — полагает Олег Борисов.
Итог«Вопрос обеспечения коммерческой безопасности как части общественной безопасности — один из важнейших на сегодняшний день. Он в равной степени стоит и перед Россией в целом, и перед каждым регионом, каждым городом в частности. Значим он и для Екатеринбурга. Я считаю, что его нужно выносить на совет безопасности города и, учитывая нынешнюю непростую ситуацию в экономике, рассматривать особенно внимательно. Очевидно, что для этого необходимо дальнейшее изучение рынка охранных услуг Екатеринбурга, к которому необходимо привлечь государственные органы для предоставления более полной информации. Надеюсь, что такое исследование будет проведено и позволит нам обнаружить состояние рынка безопасности, потребности в охранных услугах на территории города Екатеринбурга», — заключает Олег Борисов.