Компенсационный фонд для инвесторов: защита от рисков
В России завершена подготовка концепции законопроекта о создании компенсационного фонда для инвесторов. Окончательный вариант документа должен быть внесен в Правительство РФ до 1 июля.
Фонд будет формироваться по аналогии с АСВ, капитал которого формируется за счет взноса государства и отчислений банков — участников системы страхования вкладов. При этом функциями по управлению компенсационным фондом для инвесторов и сбором отчислений предполагается наделить АСВ.
Механизм компенсации будет распространяться только на клиентов брокеров, дилеров, а также профучастников, занимающихся доверительным управлением. Перечень страховых случаев, при которых инвестор может рассчитывать на компенсацию, окончательно не определен. Предполагается, что инвестор сможет вернуть свои деньги в случае невозможности исполнения профессиональным участником своих обязательств, аннулирования у него лицензии и банкротства.
Мнения экспертов
Участники по-разному оценивают новый законопроект.
«Создание компенсационного фонда является своевременным и необходимым шагом, который позволит повысить привлекательность фондового рынка в глазах инвесторов как инструмента накопления и сбережения. Долгое время вопрос внедрения компенсационных схем защиты розничных инвесторов на фондовом рынке оставался нерешенным», — полагает генеральный директор юридической фирмы LEX FERENDA Вячеслав Ведешенков.
Законопроект о создании компенсационного фонда для инвесторов заслуживает положительной оценки. Об этом заявил директор Челябинского представительства ОАО «Брокерский дом «Открытие» Дмитрий Белоусов.
«Сам по себе такой компенсационный фонд имеет не столь важное значение по сравнению с аналогичным фондом на рынке банковских услуг, поскольку брокер ведет учет средств клиента всегда раздельно от своих собственных и все операции выполняются только по прямому распоряжению клиента. Поэтому реально денежные средства могут «пропасть» только в рамках реализации каких-либо мошеннических схем. Однако законопроекту однозначно надо дать положительную оценку, поскольку это действительно повысит доверие инвесторов к фондовому рынку, и это самое главное», — полагает он.
Д. Белоусов добавил, что эффект от законопроекта будет не столько реальный, сколько психологический, но при нынешнем уровне знаний населения о фондовом рынке это чрезвычайно важно.
В то же время другие эксперты сомневаются в том, что принятие законопроекта существенно повлияет на психологию инвесторов, — как раз потому, что прежде всего они руководствуются своим уровнем знаний. «Основной фактор здесь — уровень финансовой грамотности, а он невысок. Однако это снизит риски инвесторов, что может сыграть в пользу небольших брокеров, отношение к которым во время кризиса у инвесторов достаточно настороженное», — отмечает инвестиционный консультант ИК «ФИНАМ» Андрей Сапунов.
Стоит отметить, что законопроект не дает защиты инвесторам от основных рисков фондового рынка. «При заключении договора с профучастником, помимо прочих приложений, будущий клиент подписывает «Уведомление о рисках», где на двух страницах описываются разные риски и прочие ужасы, подстерегающие инвестора на пути к денежным вершинам. Внедрение механизма компенсации, казалось бы, должно существенно сократить перечень опасностей на пути к богатству. «Проблема» в том, что фондовый рынок является достаточно честным (без кавычек) и подавляющая сумма денег игроками теряется — или, наоборот, приобретается — вполне законными методами. Поэтому от основных рисков фондового рынка данный законопроект не спасет», — полагает специалист фондового департамента ООО ФА «Милком-Инвест» Виталий Шурупов.
Аналитики указывают и на тот факт, что законопроект еще достаточно «сырой».
«Пока оценки давать сложно. Идея о создании компенсационного фонда для инвесторов в целом позитивная, так как она снижает риски инвесторов, повышает уровень их защищенности. Однако пока она проработана только на самом общем уровне, все будет зависеть от конкретной реализации. Например, многие брокеры не занимаются доверительным управлением, их комиссия составляет сотые доли процента от биржевого оборота. Не совсем понятно, какую сумму они будут перечислять. Таких нюансов — десятки», — отметил А. Сапунов.
Минимальный размер компенсации
ФСФР предложила профучастникам в двухнедельный срок направить свои предложения по оценке минимальной суммы компенсации и вытекающих из них размеров компенсационных взносов. По словам источников «Коммерсанта» в Минфине и Минэкономразвития, при формировании фонда компенсационных выплат инвесторам к профучастникам может быть применена схема, уже опробованная на банках. Ежеквартальные взносы банков в фонд АСВ составляют 0,13% от объема вкладов (около 7 млрд. руб. ежеквартально). Для брокеров и доверительных управляющих взнос может быть равен доле от суммы, переданной в управление.
Эксперты предлагают свои варианты определения минимального размера компенсации.
В. Ведешенков считает, что эффект от создания фонда будет заметен только в случае, если размеры компенсационных выплат будут сравнимы с размерами возмещений по банковским вкладам. «Вместе с тем в качестве дополнительного компенсационного механизма возможно использовать страхование ответственности профессиональных участников на рынке ценных бумаг. Логичным шагом после создания компенсационного фонда для профессиональных участников должно стать распространение его действия на управляющие компании», — добавил он.
«Говоря о минимальном размере компенсации, очень сложно говорить о каких-либо конкретных суммах. Более того, здесь не подойдет тот подход, который применяется в банковской сфере, — не более 700 тыс. руб. Потому что когда у вас денег больше чем 700 тыс., то вы можете разделить эти деньги на несколько частей и отнести в разные банки. На фондовом рынке у инвестора зачастую единый инвестиционный портфель, которым удобно управлять через одного брокера. Поэтому, установив относительно низкую планку по компенсации средств, находящихся на брокерских счетах, мы не добьемся того же эффекта, что и на рынке банковских вкладов. Скорее всего, больший эффект может быть получен в случае компенсации какого-то фиксированного процента от брокерского счета независимо от суммы денежных средств, находящихся на этом счете», — полагает Д. Белоусов.
По мнению В. Шурупова, минимальный размер компенсации должен быть пропорционален числу активов, к распоряжению которыми допущен профучастник, и ожидаемому нерыночному риску утери этих активов. «С учетом того, что доля госбанков и их дочерних инвесткомпаний на фондовом рынке невысока, скорее всего, минимальный размер компенсации будет несколько больше банковских 0,13% от объема вкладов», — считает В. Шурупов.
По мнению А. Сапунова, минимальный размер компенсации должен соответствовать текущей рыночной стоимости потерянных из-за проблем брокера активов.
Выводы
Тем самым в России предпринимаются очередные шаги навстречу инвесторам, и создание компенсационного фонда на самом деле позволит в какой-то мере застраховать их риски. Но вызывает сомнение тот факт, что эта мера в нынешних условиях станет дополнительным стимулом к финансовым вложениям. На первом плане сегодня — экономический кризис и связанные с ним опасения и нежелание инвесторов вкладываться в активы, даже с учетом частичного возврата средств. И какие бы законопроекты сейчас ни принимались, определяющим условием для возрождения фондового рынка станут, по крайней мере, признаки наступления экономической стабильности на мировых рынках.