УК «Финам Менеджмент»: В условиях потенциальной слабости спроса на продукцию российских предприятий кредитный рынок будет работать с перебоями
УрБК, Москва, 19.02.2009. «На кредитном рынке происходит сейчас растущая в своей активности консолидация. Этот процесс, проходящий под контролем регулирующих структур и фактически поддерживаемый ими, — необходимость, продиктованная кредитным кризисом, который выявил недостатки финансовой системы РФ и ряда других ведущих мировых экономик. Фактически государству в последние месяцы пришлось дублировать деятельность частного кредитного сегмента. Да, эти изменения носят достаточно жесткий характер, однако банковская система будущего десятилетия — это, по-видимому, более компактная, высоко капитализированная и «прозрачная» структура, ориентированная на реальный сектор экономики», — заявил УрБК главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
«Кроме того, у государства сейчас просто нет лишних средств для поддержки системы, которую Банку России и Минфину практически пришлось в период кризиса замещать. На этом фоне направление финансовых потоков, поступающих на уральский рынок кредитования юридических лиц, в ближайшие кварталы будет существенно меняться в пользу банков из первых 50—200 по размеру активов», — продолжил эксперт.
«Очевидно, что произошло их фактическое «ужесточение». До 3 лет сократились средние сроки выдачи кредитов реальному сектору. Ставки даже по бумагам облигаций первого рублевого «эшелона» выросли до 20% годовых. Кредит, очевидно, стало заметно легче получить компании, связанной с госструктурами и бизнес которой является «системообразующим», — добавил А.Осин.
«В последние месяцы государство в первую очередь насыщало денежными средствами российскую банковскую систему, стремясь обеспечить ее средствами, достаточными для выплаты, прежде всего, внешних долгов российского корпоративного сегмента. Сейчас, когда у банков РФ, по-видимому, появилось достаточно денежных средств, на российском рынке начинается спонсируемая государством реализация задачи преодоления кризиса доверия. Средств — финансовых и административных — у государства для ее решения на данный момент достаточно. Помимо скупки «плохих» активов кредитного сегмента, поддержки консолидации банковского сектора, в меньшей степени (поскольку это размывает доли акционеров кредитных организаций) — вхождения госструктур в капитал банков, для реализации такой задачи эффективной мерой, возможно, стало бы расширение числа кредитных организаций, имеющих прямой доступ к средствам ЦБР за счет структур, имеющих национальный рейтинг», — сообщил главный экономист УК «Финам Менеджмент».
«Кроме того, интересным представляется предложение расширить ломбардный список ЦБР за счет ценных бумаг предприятий реальной экономики. Вводящиеся сейчас гарантии Банка России организациям, предоставляющим свои кредиты бизнесу, населению и госструктурам, также актуальны. Однако, даже если эти средства дойдут до конечного получателя, это не означает, что то или иное предприятие сможет в текущей экономической конъюнктуре использовать их по назначению, для производственных нужд. В условиях потенциальной слабости спроса на продукцию российских предприятий кредитный рынок будет все равно работать с перебоями», — добавил эксперт.
«Правительству, возможно, стоит внимательно отнестись к предложениям о восстановлении госзаказа в широком спектре отраслей российской экономики. Кроме того, интересными представляются предложения по налоговой поддержке малого и среднего бизнеса, субсидированию ипотечных, лизинговых и других кредитных ставок, стимулированию внутреннего потребления», — заключил А.Осин.