«Областная газета» и Юлия Литвиненко: «Газовики и энергетики: только вместе»
Независимая газовая компания «Итера» 10 февраля объявила через СМИ об ограничении с 15 февраля поставок газа на станции, входящие в ТГК-9 — структурное подразделение КЭС-холдинга. Если бы это случилось, то пострадали бы жители многих городов области. Конфликт был исчерпан за один день, однако недоумение по его поводу осталось.
СОЛИДАРНОСТЬ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА
Итак, 10 февраля «Итера» обнародовала сведения о своих претензиях. По данным компании, ТГК-9 не платила за газ два месяца, суммарный долг — более полутора миллиардов рублей: около 600 миллионов за декабрь, примерно 900 миллионов — за январь. «Итера» объявила о том, что к 15 февраля может наполовину снизить поставки голубого топлива крупным теплостанциям региона (они вырабатывают пар, тепло и электроэнергию в том числе для предприятий коммунального хозяйства).
Снижение поставок газа непременно бы отразилось на жителях области. Энергетикам пришлось бы по цепочке ограничивать уже своих неплательщиков. Тепло зимой энергетики отключить не имеют права, а вот горячая вода вполне могла бы «закончиться». Известно даже, где именно. По данным исполнительного вице-президента КЭС-холдинга, руководителя дивизиона «Генерация Урала» Андрея Макарова, очень высока задолженность у жителей Первоуральска, Каменска-Уральского, Качканара, Нижней Туры. Всего задолженность потребителей тепла перед энергетиками составляет более трёх миллиардов рублей.
Жёсткие действия газовиков вызвали не менее жёсткую ответную реакцию энергетиков. Была созвана особая видеоконференция, на которой руководители КЭС-холдинга не скрывали своего возмущения. «Мы с удивлением узнали об ограничениях из газеты. Никаких официальных документов нам не приходило. Нам тоже многие должны, — например, Евразхолдинг 420 миллионов рублей. Но мы, понимая, какое тяжелое положение у металлургов, пошли им навстречу и реструктуризировали долг. Мы им даём возможность передохнуть, а от нас требуют не только полную оплату, но и предоплату! Давайте перераспределять риски!», — эмоционально призывал газовиков к солидарной ответственности за неплатежи исполнительный вице-президент КЭС-холдинга, руководитель дивизиона «Генерация Урала» Андрей Макаров.
ВСЕ ПОШЛИ НА ПОПЯТНУЮ
Заявления — заявлениями, но конфликт закончился в тот же день, что и начался. Оказалось, что энергетики перечислили 116 млн. рублей еще на прошлой неделе, а 9 февраля — оставшийся 501 млн. рублей.
Газовики 10 февраля заявили, что подождут с январскими долгами до конца месяца. Угроза ограничения с 15 февраля со стороны газовиков с самого начала была неосуществимой: на счёт раз-два теплостанции меньше вырабатывать теплоносителей и электроэнергии не смогут, процесс снижения подачи теплоносителей занимает не менее шести дней, и даже получи энергетики уведомление об ограничении в тот же момент, когда это было опубликовано, они бы не успели ограничить своих потребителей.
«По состоянию на 10 февраля долги декабря были погашены полностью, и у «Уралсевергаза» не стало правовых оснований для введения ограничений в отношении ТГК-9. В принципе, и январский долг, а это более 900 млн. рублей, уже считается просроченным (он должен был быть погашен не позднее 10 февраля), однако с учетом складывающейся в экономике ситуации, «Уралсевергаз» готов ждать положенных ему денег до конца месяца», — пояснил пресс-секретарь компании Олег Власов. Это значит, что никаких ограничительных мер к теплостанциям газовики не введут.
ТИХАЯ ГАВАНЬ?
Означает ли спор из-за долгов, что у энергетиков и газовиков системные проблемы в отношениях друг с другом? Нет, это первый конфликт с момента начала работы ТГК-9 (то есть за четыре года). И спор этот не будет иметь продолжения, если только...
Если только все научатся платить вовремя. Первый вывод из этого конфликта: наступает время жёстких действий по отношению к должникам. Пока газовики только предупреждают потребителей. «К сожалению, многие муниципалитеты самоустранились от контроля за деятельностью местных предприятий ЖКХ, в том числе и муниципальных. Мы очень надеемся, что последние события вокруг ТГК-9 выведут муниципальные власти из спячки и заставят их всерьёз заняться вопросами финансовой дисциплины, в том числе своевременного перечисления поставщикам энергоресурсов, электро- и тепловой энергии тех денег, которые собираются с населения, а также целевого использования аккумулированных денежных средств», — отмечает Власов.
И у «Уралсевергаза», и у ТГК-9 есть свои неплательщики, которые не платят систематически. Это, например, Режевской городской округ, где городская администрация постоянно позволяет коммунальной компании «Гавань» накопить долги, затем провести банкротство предприятия и создать новое, которое никому уже как бы ничего не должно. Этот городской округ задолжал «Уралсевергазу» 73 миллиона рублей — это долги с мая 2008 года. А подразделение «КЭС-холдинга» — Свердловэнергосбыт — в прошлом году даже вручило ООО «Гавань» приз как худшему потребителю — за регулярные долги и невыполнение графика их погашения. Ситуация изменилась за это время не особенно.
Сейчас не время ссориться «большим» энергетикам из-за долгов друг другу, им, наоборот, необходимы консолидированные усилия по исправлению ситуации с долгами муниципалитетов. Компаниям надо не выяснять, где газ дороже, где дешевле, не обмениваться жёсткими заявлениями, а понять, что потребителям Свердловской области не обойтись без их совместной работы.
Ведь самый главный страх был — если компании рассорятся окончательно, то что будет с нами, кто одинаково зависит и от газа, и от тепла, и от электроэнергии?
Они договорятся. «Оснований для беспокойства у жителей Свердловской области быть не должно. «Уралсевергаз» предпримет все меры для того, чтобы защитить стабильность поставок газа в Свердловскую область. В любом случае, «Уралсевергаз» настроен на конструктивное сотрудничество со своим крупнейшим потребителем и продолжает решать возникающие вопросы в ходе переговоров», — отмечает Олег Власов.