«Уральский рабочий» и Елена Мационг: «Прощай, Джамшуд»
Сможем ли мы обойтись без иностранной рабочей силы?
Привычная глазу «пастораль», когда таджики, как муравьи, трудились на стройках, узбеки выкладывали на улицах бехатоновую плитку, а азербайджанцы гордо рассекали на маршрутках, вполне вероятно, скоро изменится.
В том случае, если «федерация» поддержит предложение свердловского губернатора, заявившего на последнем заседании антикризисной комиссии о том, что область больше не нуждается в иностранной рабочей силе. Правда, готовы ли будут местные жители сменить на трудовом посту тех, кто «понаехал» за последние годы, — вопрос пока открытый. Ибо вряд ли бывших банковских и офисных служащих, а именно они составляют немалую часть попавших под сокращение, заставишь мостить тротуары и подметать дворы даже под прессингом сурового кризиса. Скорее всего, подавляющее большинство из них готовы будут взяться за метлу разве что, когда уж совсем жизнь припрет.
Сегодня квота на работу для иностранцев в Свердловской области составляет, по данным Управления федеральной миграционной службы по Свердловской области, 133 тысячи человек (на 34 тысячи меньше, чем в прошлом году). По некоторым оценкам, примерно столько же находится в области и иностранцев-нелегалов (точные данные о том, сколько их, как отмечают специалисты, неизвестны, на то они и нелегалы). Квота утверждалась Москвой еще в докризисное время, и сегодня, как считают в правительстве области, в федерации профсоюзов, нуждается в существенной корректировке. Или, как заявляет губернатор, учитывая масштабы грядущей и уже существующей безработицы в регионе, ее и вовсе можно свести по нулям, отозвав заявку на привлечение мигрантов.
В арифметическом выражении, по отчетам, это, возможно, и позволит добиться положительного соотношения уровня числа безработных и образовавшихся вакансий, но вот на деле вряд ли это существенно изменит ситуацию на рынке труда.
И сегодня, в разгар сокращений на производствах, в маршрутных автобусах Екатеринбурга пестрят объявления о требующихся на работу водителях. Почему не удается заполнить довольно неплохо оплачиваемые свободные места (предлагаемая зарплата порядка 15 тысяч рублей в месяц)?
— Во-первых, далеко не всегда высвобождаются водители, — отмечает руководитель одного из коммерческих транспортных предприятий Екатеринбурга, — массовые сокращения коснулись сферы строительства, промышленных предприятий, банков, СМИ, у работавших в них людей просто нет необходимых для вождения профессиональных навыков. Какой, к примеру, из бывшего рекламщика водитель? Во-вторых, в этой сфере постоянная текучка, водители требовались и до кризиса, а сейчас, когда многие из мигрантов готовятся паковать чемоданы, тем более. Кроме того, признаюсь откровенно, в работе они куда надежнее многих земляков-уральцев. Последние, приняв на грудь с вечера, наутро могут запросто не выйти в рейс.
И все же экономическая нестабильность неизбежно сделает и свое доброе дело, по крайней мере число тех, «кто не готов выходить в рейс», должно существенно уменьшиться. Не зря сейчас аналитики в голос говорят об оптимизации рынка труда в период кризиса. Ведь число безработных в области продолжает неуклонно увеличиваться. Так, по данным Федерации профсоюзов, если на 1 ноября 2008 года в регионе было зарегистрировано 21 тысяча нуждающихся в работе и 41 тысяча вакансий, по данным на 1 декабря, количество безработных возросло до 29 тысяч человек, а число вакансий, напротив, уменьшилось до 27 тысяч. Конечно, в такой ситуации, как отмечают в Управлении по делам миграции, иного выхода нет, как урезать квоту, с учетом потребностей рынка. При «ледниковом периоде» на стройках вряд ли нам нужно такое число трудовых мигрантов, работавших в этой сфере еще несколько месяцев назад. К слову, квота на привлечение иностранной рабочей силы на 2009 год у наших соседей значительно меньше. Так, в Тюменской области предусматривают принять 38 тысяч человек, в Челябинской — 34 тысячи. Как отмечают аналитики, сократить число иностранцев на территории области необходимо еще и в силу угрозы обострения криминальной ситуации. Оставшись без работы, трудовые мигранты неизбежно становятся потенциальными нарушителями законов (наряду, к слову, с российскими гражданами). Так, если в прошлом году было выявлено порядка 14 тысяч иностранцев, нарушивших режим пребывания на территории области, то нынче эта цифра может существенно возрасти. Словом, проблема трудовой миграции превращается в хитросплетенный клубок противоречий, когда обойтись без рук иностранцев мы уже вряд ли сможем, но и вряд ли будем готовы принимать их, как и прежде, целыми трудовыми армиями.