Директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер: По мере сокращения еще вчера казавшихся неисчерпаемыми резервов, власть пытается мобилизовать резервы в самой бизнес-среде
УрБК, Екатеринбург, 09.02.2009. «Формируя свою политику по отношению к банковской системе, власти, как и в случае с «плавной девальвацией», демонстрируют политику поиска оптимального компромисса, золотой середины между крайними, радикальными вариантами», — заявил УрБК директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер.
Напомним, 5 февраля 2009 года состоялась ежегодная встреча руководителей банков с руководством Банка России, в ходе которой ЦБ дал понять участникам рынка, что считает большинство уже принятых мер поддержки банков достаточными и не планирует прибегать к новым экстренным действиям для спасения банковской системы. Кроме того, на просьбы банков о массовом выкупе у них проблемных активов и допуске к рефинансированию в ЦБ всех банков регулятор ответил категорическим отказом.
«Первый из таких вариантов мог бы предполагать шоковый по своим последствиям отказ от поддержки банковской системы через накачку ее рублевой ликвидностью. Разумеется, данный вариант стоило бы реализовывать в сочетании с полным устранением от поддержки национальной валюты, уповая на естественные рыночные процессы перезапуска банковской системы в новом, более эффективном режиме. Достоинства данного подхода теоретически возможны, но очевидны и глобальные риски финансового и политического свойства», — пояснил А. Мецгер.
«Второй крайний вариант — политика банковского патернализма, при котором кредитная система «заливается деньгами» в надежде, что рано или поздно эта ликвидность начнет «выплескиваться» и в реальный сектор. Разумеется, эффективность данного варианта повышалась бы в сочетании с жесткой поддержкой национальной валюты. Это снижало бы привлекательность валютного рынка для банковского сообщества, или, другими словами, — емкость той «валютной бочки», из которой ликвидность никак не хочет перетекать в предприятия реального сектора. Несмотря на определенную логичность и управляемость данного подхода, он лишь маскировал бы кризисные противоречия, неизбежное разрешение которых (в условиях тающих финансовых резервов) носило бы также фатальный характер», — добавил эксперт.
«В итоге мы имеем то, что в настоящее время можно считать политикой разумного вмешательства или невмешательства. С одной стороны, власти демонстрируют готовность участвовать в судьбе финансово-кредитного сектора: безусловная поддержка системных банков, включая вхождение в их капиталы, соучастие в поддержке банков третьего уровня, продолжение политики либерализации доступа к ресурсам Центробанка и так далее. С другой стороны, той же банковской системе посылаются сигналы, что «спасать всех не будем», важна лишь задача сохранения стабильности на макроуровне, готовы софинансировать капиталы банков лишь по принципу «рубль к рублю собственных источников». Все это свидетельствует о том, что, по мере осознания глубины кризисных проблем, по мере сокращения еще вчера казавшихся неисчерпаемыми резервов, власть пытается мобилизовать резервы в самой бизнес-среде, заставить ее работать, даже проведя болезненные перегруппировки и поглощения», — подытожил А. Мецгер.