VIP-Интервью
19.10.2023

Андрей Тенишев: Персональные данные стали капиталом для цифровых платформ

Андрей Тенишев: Персональные данные стали капиталом для цифровых платформНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил член Экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Андрей Тенишев.

— Андрей Петрович, как изменилась ситуация в сфере конкуренции после появления цифровых платформ, в частности, тех же маркетплейсов?

— Стремительный рост использования алгоритмов, больших данных и создание суперплатформ изменили традиционные рыночные отношения и создают новые формы конкуренции. Аналитика больших данных, искусственный интеллект, интернет вещей, облачные и квантовые вычисления, блокчейн и информационная безопасность — это уже реалии сегодняшнего дня.

В привычные отношения продавец — покупатель вклинивается посредник — цифровая платформа. Цифровые платформы начинают существенно влиять на условия обращения товаров на новых товарных рынках.

При этом крен в пользу потребителей в этих отношениях объективно обусловлен. Страдает обычно вторая сторона этих отношений. Продавцы лишаются рыночной власти, и мы это видим на примере работы маркетплейсов, например. Объясняется это просто. Рыночная сила зачастую не у того, у кого больше товаров или денег, а у того, у кого больше потребителей или пользователей.

Объектом рыночных отношений становятся не только привычные товары и услуги — возникла конкуренция за внимание и пристрастия потребителя. Это становится объектом купли-продажи, новым товаром.

— Какие еще тренды вы бы отметили на рынке цифровых платформ?

— Изменились не только товары — появились цифровые деньги: криптовалюта, цифровой рубль. Переход в киберпространство изменил и географические границы товарных рынков. Многими цифровыми сервисами можно пользоваться независимо от того, где находится потребитель.

Но не стоит гипертрофировать значимость цифровых технологий. Киберпространство напрямую связано со всем материальным, с традиционными товарными рынками. Товары и услуги, продаваемые в интернете, — не все, но в большинстве своем — тоже вполне материальны. Безграничные интернет-перетоки спотыкаются о национальные таможенные границы.

— Но для конечного потребителя удобна эта схема, когда можно оформить товары и услуги не выходя из дома.

— Действительно, с одной стороны цифровизация становится экономически целесообразной и привлекательной. Но чем мы платим за все эти блага и удобства? Не только деньгами, но и отказом от приватности и личными данными. «Яндекс Такси» знает все о наших поездках, поисковик — о пристрастиях, сотовые операторы — о звонках и передвижениях. Цифровые платформы располагают нашими паспортными данными, номерами телефонов, адресами и многим другим. Мы думаем, что многие услуги цифровых платформ бесплатны. И в «пятом антимонопольном пакете» законодатель не стал регулировать эти отношения.

— То есть персональные данные в новой рыночной системе стали капиталом?

— Да, и вполне монетизируемым капиталом. Так, в 2016 году Googlе оценивал данные одного человека в 720 долл. США в год. И дешевле они не стали. Персональные данные, которые мы передаем цифровым компаниям, сегодня оцениваются специалистами в 1 тыс. 544 долл. США за одного человека. Учитывается ли это при оценке капитализации наших цифровых компаний — вопрос риторический.

Хотя, конечно, объемы того же «Яндекса» несопоставимы с оборотами Google, Baidu, Yahoo.

— На ваш взгляд, при таких скоростях, с которыми цифровые платформы набирают обороты, есть ли смысл в их поддержке со стороны государства?

— С одной стороны, если мы говорим, что рынки трансграничны и конкурируют, то действительно не стоит ограничивать отечественные компании и оказывать им поддержку. Но что тогда делать малому бизнесу, работающему с этими платформами?

Цифровая экономика развивается стремительно, а с системными мерами законодатель неповоротлив, он не успевает. Тот же «пятый антимонопольный пакет» принимался пять лет и устарел еще до того, как был принят.

Государство начало вроде бы помогать IT бизнесу, но пока это временные и ситуационные меры. Точно так же, как и совершенно ситуационно пытается вводить ограничения. Горит — надо тушить.

— А если обратиться к международному опыту, какие там есть наработки в сфере регулирования работы цифровых платформ?

— Весь мир идет по пути протекционизма для национальных IT-компаний. Возможно, в наших реалиях не нужно запретительное регулирование. Лучше прописать в законе гарантии долгосрочных государственных преференций для рынка.

Если говорить об ограничениях и установлении правил, то, возможно, следует принять рамочный закон с позитивными нормами. Так законодатель, например, поступил, регулируя закупки госкомпаний.

Принцип мягкого права, когда общие нормы в законе и положения о закупках компании должны сами разработать и опубликовать. И с момента публикации эти нормы становятся обязательными и получают силу закона. Соблюдение норм положений о закупках контролируют государственные органы и применяют санкции к нарушителям, на них ссылаются суды при разрешении споров.

— То есть сегодня цифровые платформы не подпадают под нормы регулирования?

— В феврале 2022 года представители крупных компаний подписали соглашение о саморегулировании. То, что называется правилами «мягкого права» — принципы и стандарты, были разработаны участниками рынка.

Это соглашение могло бы стать неотъемлемой частью закона, если бы на законодательном уровне был принят рамочный документ. «Мягкое право» стало бы немного жестче, с одной стороны, но, с другой — в случае изменений на стремительно меняющемся рынке не надо каждый раз бежать в Госдуму или правительство с просьбами поменять правила.

— Принятие такого закона помогло бы решить многочисленные конфликты маркетплейсов с малым бизнесом?

— Действительно, сейчас десятки тысяч споров находятся в судах и еще тысячи жалоб — в госорганах. Меньше их не станет. На мой взгляд, необходимо создавать доступную инфраструктуру объективного и быстрого рассмотрения споров. Здесь нужна полноценная третейская процедура, а на споры в сфере цифровой коммерции стоит распространить действие федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».

Фото предоставлено Андреем Тенишевым
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
17.10.2023 Андрей Тенишев: Персональные данные стали капиталом для цифровых платформ

На вопросы УрБК ответил член Экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Андрей Тенишев ...

27.06.2023 Госдума одобрила закон об антимонопольных ограничениях для маркетплейсов и агрегаторов

УрБК, Москва, 27.06.2023. Государственная дума одобрила закон, по которому вводятся антимонопольные ограничения для ...

06.07.2022 Власти Екатеринбурга подписали контракт на внедрение цифровых сервисов в общественном транспорте

УрБК, Екатеринбург, 06.07.2022. Заместитель главы Екатеринбурга Алексей Бубнов и заместитель генерального директора ...

08.04.2022 Минфин РФ доработал и направил в правительство законопроект о регулировании цифровых валют

УрБК, Москва, 08.04.2022. Минфин РФ доработал проект федерального закона «О цифровой валюте» с учетом поступивших ...

15.07.2014 Минэкономразвития хочет заставить частных поставщиков ЖКУ закупать товары и услуги по правилам госкомпаний

УрБК, Екатеринбург, 15.07.2014. Минэкономразвития предлагает внести изменения в федеральный закон № 223 «О закупках ...