В культурном центре «Эрмитаж-Урал», который является частью Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ), сегодня после длительных зарубежных гастролей вновь открывается выставка коллекции русского авангарда. Работы из постоянного собрания музея вернулись в столицу Урала после пяти лет отсутствия.
Директор музея Никита Корытин отмечает, что в столь долгое путешествие коллекция отправлялась потому, что культурный феномен русского авангарда оказал и продолжает оказывать большое влияние на мировое искусство в целом.
«Последние пять лет коллекция находилась на гастролях в Корее, Чехии, Италии, Венгрии. И все внимание экспертного сообщества, художников, простых зрителей было обращено к этим произведениям искусства. Русский авангард — это феномен русской культуры, сравнимый с Дягилевым или Толстым, который имеет колоссальное влияние на европейское мышление, на западного зрителя. Поэтому мы охотно согласились на то, чтобы отправить эту коллекцию в такое долгое путешествие», — рассказал Никита Корытин.
Заместитель директора по научной работе ЕМИИ Зоя Таюрова отмечает, что возвращение коллекции и открытие выставки стало важным событием не только для музея, но и для Екатеринбурга в целом.
«Эта коллекция знаковая для нас, не менее важная, чем история спасения
эрмитажных собраний. Поэтому открытие выставки — огромное событие для музея, для города», — считает Зоя Таюрова.
Она также пояснила, что название для экспозиции было придумано не только исходя из того влияния, которое русский авангард оказал на мировое искусство. «Великий переход» — это еще отражение недавних событий, связанных с трудностями, которые возникли при возвращении
коллекции с выставки в Сеуле.
«Название «Великий переход» не только отражает тот эффект, который в свое время произвел русский авангард на культурную жизнь. Но и те перипетии, которые пришлось перенести коллекции при возвращении из Кореи, связанные с многочисленными логистическими разрывами, которые возникли в мире», — рассказала замдиректора музея.
Чтобы помочь зрителю легко проследить историю развития этого направления в искусстве, специалисты применили особое решение.
«На этой выставке мы постарались разделить авангард по направлениям, чтобы облегчить зрителю понимание того, как трансформировалась эта визуальная культура: от неопримитивизма к конструктивизму», — рассказывает Никита Корытин.
Зоя Таюрова добавила, что еще одним нововведением экспозиции стала необычная подсветка для картин: светильники расположены таким образом, чтобы сделать точечный акцент на каждом произведении русского авангарда. Это позволяет зрителю сосредоточиться на композиции.
Всего в залах центра «Эрмитаж-Урал» представлено 63 картины авторства 51 художника, чьи работы попали в музей в результате распределения в 1920-м году из Государственного музейного фонда. Среди наиболее известных экспонатов можно назвать «Импровизацию № 217. Серый овал» Василия Кандинского, «Супрематизм» Казимира Малевича и «Беспредметную композицию» Александра Родченко.
Также в экспозиции можно будет увидеть произведения, которые никогда не выставлялись и незнакомы не только публике, но и специалистам — они будут представлены впервые после реставрации.
Выставка «Великий переход» иллюстрирует картину художественной жизни 1910-1920-х годов, что помогает проследить развитие и переход русского авангарда от неопримитивизма и кубофутуризма к абстракции и конструктивизму, оказавшим значительное влияние на культуру XX века.
Работы русских авангардистов из постоянной коллекции ЕМИИ можно будет увидеть с 4 августа по 2 октября 2022 года в залах центра «Эрмитаж-Урал» на улице Вайнера, 11.