В Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ) вернулись картины из коллекции авангарда. Ранее 63 работы из коллекции учреждения были перевезены в Сеул (Южная Корея) для проведения выставки «Малевич, Кандинский, Родченко и русский авангард: искусство революции», которая проходила в период с 31 декабря 2021 по 17 апреля 2022 года. Произведения искусства проделали долгий путь из-за возникших логистических сложностей и спустя месяц после выставки все же вернулись в уральскую столицу. Как отметил директор ЕМИИ Никита Корытин, картины русских художников оказались востребованными за рубежом, в том числе в Азии.
«В целом нужно понимать, что русский авангард сейчас, в текущее двадцатилетие, а может, и больше, является нашим главным парламентером. Это видно по количеству выставок, по количеству зрителей, которые приходят, количеству проектов, публикаций, статей, которые касаются русского авангарда. Можно сказать, что это такое же по влиятельности явление нашей с вами культуры, которое соизмеримо с крупнейшими именами — Чеховым, Толстым, Достоевским и Чайковским. Именно тем, как они воспринимаются глобально», — рассказал Н. Корытин.
По словам директора, во всем азиатском мире именно эта выставка была главным представителем русской культуры. И в целом в Южной Корее интерес к авангарду достаточно высок: экспозицию посетили десятки, а может, и сотни тысяч людей.
В связи с текущей геополитической ситуацией ожидаемо возникли проблемы с логистикой при доставке картин на родину. Предчувствуя это, представители ЕМИИ попросили корейскую сторону завершить выставку на две недели раньше, но получили отказ: по условиям договора этого не предусматривалось. Все осложнялось тем, что компаний, которые профессионально занимаются музейными взаимодействиями (страхование, упаковка, изготовление ящиков, транспортировка), мало на всем мировом рынке.
«Не каждый аэропорт обладает необходимой логистикой для того, чтобы принять, хранить эти вещи в помещении, обеспечивать им климат и так далее. Более того, у нас такие большие ящики, которые просто не входят в обычный самолет. Мы занимаем половину транспортного самолета нашей выставкой. Это 63 предмета, порядка 30 ящиков, среди которых есть ящики 2х2,5 метра. Поэтому с точки зрения логистики это гигантская проблема», — подчеркнул Н. Корытин.
Из-за всего этого даже сотрудники ЕМИИ до последнего момента не знали, каким путем произведения искусства вернутся в уральскую столицу. В итоге был организован авиарейс из Сеула в Стамбул, оттуда — в Москву, а после картины вернулись в Екатеринбург.
«Музейный мир живет немножко по своим законам. По более высоким корпоративно-этическим требованиям, чем просто взаимодействие между учреждениями. Здесь совсем другая этика, и музей, который принимает у себя такую выставку, всегда берет на себя очень высокие обязательства», — заметил директор музея.
Несколько картин сотрудники учреждения вскрыли при журналистах: «Серый овал» Василия Кандинского, «Супрематизм» Казимира Малевича, «Еврейскую Венеру» Михаила Ларионова, «Натюрморт с мужской сорочкой» Ивана Малютина. Произведения упакованы в крепкие деревянные ящики, а также во множество слоев поролона. Когда объект извлекают из ящика, реставратор сразу же проверяет его состояние. Первичный осмотр показал, что с работами все в порядке. Также, по данным, которые предоставила корейская сторона, за время выставки с ними ничего не случилось.
Теперь произведения художников будут переданы в фонды музея. Этим летом учреждение планирует показать их городу — в выставочном центре «Эрмитаж-Урала» будет большая экспозиция, состоящая из коллекции музея. После эти экспонаты удалятся на плановую реставрацию и подготовку к новой экспозиции. Работники музея надеются, что смогут сделать экспозицию русского авангарда в корпусе на Воеводина, 5 к 300-летию уральской столицы. На ближайшее время больше «гастрольных туров» для этих картин не планируется, если что-то и будет на время вывозиться, то только отдельные экземпляры.